denis_kabanen — Планетарки на гоночных байках? Мой опыт использования Rohloff и Hammerschmitd.
Страсть к техническим «извращениям» у меня началась с появлением первого гоночного велосипеда. Если бескамерка, 29" колеса, широкие рули прижились, то игры с трансмиссией до добра не доводили. Колхозные двойники, шоссейные переключатели, мегакассета 11-38, BB30 система на резьбовой каретке – все заканчивалось фейлами в самые неподходящие моменты.
Долгой зимой 3 года назад я решил, что решением этой проблемы станет… нет, не традиционная заводская трансмиссия, а мегакрутая и дорогая планетарная втулка Rohloff, творение немецких мастеров о 14ти передачах! Целый сезон я ездил на собранном вокруг нее байке, причем довольно успешно, но в дальнейшем использовал только на тренировках.
Для поездки на СуперД в Алушту я воспользовался практически стоковым Transition Covert, на котором стоит замечательная планетарная система HammerSchmidt, вместо переднего переключателя. Вот уже 2 месяца я катаюсь на этом велосипеде и могу рассказать о плюсах и минусах использования как Rohloff, так и HammerSchmidt’а
Начну с RohloffSpeedhub500/14. Это настоящий masterpiece, уникальное изделие, которое внушает огромное уважение к его производителю. За более чем 10 лет производства, свет увидело более 100 тысяч втулок и я, когда приобретал ее, не нашел в интернете ни одного сведения об отказе устройства! Зато нашел много свидетельств как ДХ-использования, так и стотысячных пробегов без каких-либо проблем. Даже оказалось, что втулке необходим период прикатки, когда за первые несколько тысяч км механизмы притираются друг к другу, и в итоге втулка едет еще лучше.
За, примерно, 15000 пройденных мной километров я убедился в этом сам. Очень высокие фланцы позволили собрать жесткое 29” колесо, которое я ни разу не протягивал. Масло менял два раза в год, т.к. все механизмы втулки «живут» в масленой ванне благодаря герметичному корпусу (правда, недавно появились подтеки у дропаутов). Отсутствие натяжителей и перекоса цепи заметно увеличивает срок службы самой простой трансмиссии – синглспида
Также отсутствует возвращательная пружина, характерная традиционным переключателям, поэтому смена 14ти передач происходит за счет грипшифта, от которого к втулке тянется 2 тросика. Это добавляет лишнюю рубашку на раму, зато переключение происходит моментально на сколько угодно передач, в любых, самых экстремальных условиях! Ни килограммы грязи, ни снега, ни льда не в состоянии испортить вам поездку. А уникальное «музыкальное» сопровождение каждой передачи порадует фанатов громких втулок (причем не только при движении накатом).
Одна проблема при смене передач: под серьезной нагрузкой не получится переключиться на пониженную. На подъеме нужно ослабить давление на педали, чтобы можно было выставить нужную передачу. На это тратится совсем немного времени, да и педали при этом можно продолжать крутить. Зато вырабатывается отличный рефлекс, позволяющий наиболее эффективно переключать передачи на традиционной трансмиссии.
Другая проблема, характерная для всех планетарок – пониженный КПД, из-за трения внутренних механизмов, а также лишняя масса в самом неподходящем для этого месте –колесе (+400-500гр). Для 26ых колес рассчитана потеря 2-3% энергии по сравнению с традиционной трансмиссией. По идее 29ые колеса крутятся на 10% реже 26ых при одинаковой скорости, что несколько повышает КПД. Так же идеальный чейнлайн эффективнее езды с перекосом цепи, но все равно потери заметные. Это ощущается, когда ты пересаживаешься на обычную трансмиссию, а особенно зимой, когда масло во втулке густеет. Не сильно, но все же. Тем более «устаревший» стандарт втулки 10*135мм не совместим со многими современными рамами.
Именно поэтому я отказался от гоночного применения Rohloff, но с огромной радостью использую его зимой, когда езда по снегу, обледенения никак не сказываются на работе велосипеда. Также в дальних путешествиях беспроблемность Rohloff и синглспида заметно упрощают жизнь.
HammerSchmidt – это идеальная система, рокринг, успокоитель, переключатель в одном корпусе! Что может быть лучше моментально щелкать передачи под нагрузкой, быть уверенным, что цепь никогда не слетит, иметь клиренс под кареткой как у 24Т звезды?!
Наверное, только тем, кому это действительно необходимо =)
Потому что использование HammerSchmidt не избавляет от необходимости переключаться сзади и вбирает в себя проблемы традиционной трансмиссии помимо собственных минусов: возросшая масса, увеличенное расстояние между педалями. Также повышенная передача (x1,6 к прямой 22Т или 24Т звезде системы) идет с заметным сопротивлением. А открытая система не способствует идеальной работе в грязь и снег. В одной покатушке c регулярными окунаниями велосипеда в воду при -5 градусах оборачивалось заклиниваем как заднего переключателя с роликами, так и HammerSchmidt‘а. С Rohloffтакого бы не случилось.
И все же HammerSchmidt я еще вижу в роли системы на гоночном эндуро-байке, когда необходимо немало крутить вверх в крутые стенки и необходима низкая передача, а использование переднего переключателя с успокоителем нежелательно из-за опасности потери цепи на жестких ДХ участках. То спортивное использование Rohloff’а возможно, наверное, только в туризме.
Я решил, что для гонок надо брать новинку Sram XX one. Низкий вес и отсутствие проблем с передним переключением должны положительно сказаться на работе велосипеда. Да и стоит это удовольствие меньше, чем Rohloffи HammerSchmidt.
Если же вы не боретесь за секунды на трассе, то, возможно, стоит задуматься о планетарках, если не пугает их стоимость. Хотя цена владения Rohloff (у меня цепь проживает примерно 2000 км, 15000 км передняя звезда, 30000 км задняя звезда + стоимость специального масла) при больших пробегах может оказаться соизмерима с ценой владения традиционной трансмиссией, которая приходит в негодность довольно быстро (1000 км цепь, 5000 км кассета и звезды).
Долгой зимой 3 года назад я решил, что решением этой проблемы станет… нет, не традиционная заводская трансмиссия, а мегакрутая и дорогая планетарная втулка Rohloff, творение немецких мастеров о 14ти передачах! Целый сезон я ездил на собранном вокруг нее байке, причем довольно успешно, но в дальнейшем использовал только на тренировках.
Для поездки на СуперД в Алушту я воспользовался практически стоковым Transition Covert, на котором стоит замечательная планетарная система HammerSchmidt, вместо переднего переключателя. Вот уже 2 месяца я катаюсь на этом велосипеде и могу рассказать о плюсах и минусах использования как Rohloff, так и HammerSchmidt’а
Начну с RohloffSpeedhub500/14. Это настоящий masterpiece, уникальное изделие, которое внушает огромное уважение к его производителю. За более чем 10 лет производства, свет увидело более 100 тысяч втулок и я, когда приобретал ее, не нашел в интернете ни одного сведения об отказе устройства! Зато нашел много свидетельств как ДХ-использования, так и стотысячных пробегов без каких-либо проблем. Даже оказалось, что втулке необходим период прикатки, когда за первые несколько тысяч км механизмы притираются друг к другу, и в итоге втулка едет еще лучше.
За, примерно, 15000 пройденных мной километров я убедился в этом сам. Очень высокие фланцы позволили собрать жесткое 29” колесо, которое я ни разу не протягивал. Масло менял два раза в год, т.к. все механизмы втулки «живут» в масленой ванне благодаря герметичному корпусу (правда, недавно появились подтеки у дропаутов). Отсутствие натяжителей и перекоса цепи заметно увеличивает срок службы самой простой трансмиссии – синглспида
Также отсутствует возвращательная пружина, характерная традиционным переключателям, поэтому смена 14ти передач происходит за счет грипшифта, от которого к втулке тянется 2 тросика. Это добавляет лишнюю рубашку на раму, зато переключение происходит моментально на сколько угодно передач, в любых, самых экстремальных условиях! Ни килограммы грязи, ни снега, ни льда не в состоянии испортить вам поездку. А уникальное «музыкальное» сопровождение каждой передачи порадует фанатов громких втулок (причем не только при движении накатом).
Одна проблема при смене передач: под серьезной нагрузкой не получится переключиться на пониженную. На подъеме нужно ослабить давление на педали, чтобы можно было выставить нужную передачу. На это тратится совсем немного времени, да и педали при этом можно продолжать крутить. Зато вырабатывается отличный рефлекс, позволяющий наиболее эффективно переключать передачи на традиционной трансмиссии.
Другая проблема, характерная для всех планетарок – пониженный КПД, из-за трения внутренних механизмов, а также лишняя масса в самом неподходящем для этого месте –колесе (+400-500гр). Для 26ых колес рассчитана потеря 2-3% энергии по сравнению с традиционной трансмиссией. По идее 29ые колеса крутятся на 10% реже 26ых при одинаковой скорости, что несколько повышает КПД. Так же идеальный чейнлайн эффективнее езды с перекосом цепи, но все равно потери заметные. Это ощущается, когда ты пересаживаешься на обычную трансмиссию, а особенно зимой, когда масло во втулке густеет. Не сильно, но все же. Тем более «устаревший» стандарт втулки 10*135мм не совместим со многими современными рамами.
Именно поэтому я отказался от гоночного применения Rohloff, но с огромной радостью использую его зимой, когда езда по снегу, обледенения никак не сказываются на работе велосипеда. Также в дальних путешествиях беспроблемность Rohloff и синглспида заметно упрощают жизнь.
HammerSchmidt – это идеальная система, рокринг, успокоитель, переключатель в одном корпусе! Что может быть лучше моментально щелкать передачи под нагрузкой, быть уверенным, что цепь никогда не слетит, иметь клиренс под кареткой как у 24Т звезды?!
Наверное, только тем, кому это действительно необходимо =)
Потому что использование HammerSchmidt не избавляет от необходимости переключаться сзади и вбирает в себя проблемы традиционной трансмиссии помимо собственных минусов: возросшая масса, увеличенное расстояние между педалями. Также повышенная передача (x1,6 к прямой 22Т или 24Т звезде системы) идет с заметным сопротивлением. А открытая система не способствует идеальной работе в грязь и снег. В одной покатушке c регулярными окунаниями велосипеда в воду при -5 градусах оборачивалось заклиниваем как заднего переключателя с роликами, так и HammerSchmidt‘а. С Rohloffтакого бы не случилось.
И все же HammerSchmidt я еще вижу в роли системы на гоночном эндуро-байке, когда необходимо немало крутить вверх в крутые стенки и необходима низкая передача, а использование переднего переключателя с успокоителем нежелательно из-за опасности потери цепи на жестких ДХ участках. То спортивное использование Rohloff’а возможно, наверное, только в туризме.
Я решил, что для гонок надо брать новинку Sram XX one. Низкий вес и отсутствие проблем с передним переключением должны положительно сказаться на работе велосипеда. Да и стоит это удовольствие меньше, чем Rohloffи HammerSchmidt.
Если же вы не боретесь за секунды на трассе, то, возможно, стоит задуматься о планетарках, если не пугает их стоимость. Хотя цена владения Rohloff (у меня цепь проживает примерно 2000 км, 15000 км передняя звезда, 30000 км задняя звезда + стоимость специального масла) при больших пробегах может оказаться соизмерима с ценой владения традиционной трансмиссией, которая приходит в негодность довольно быстро (1000 км цепь, 5000 км кассета и звезды).
-
добавить в избранное
1
- +68
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (54)
Насчет устаревшего — это когда они про гравити вспомнят :) Все-таки это теоретически асфальтотуринговая втулка. (хотя видали мы тех асфальтотуристов с шоссейными звездами на наших городских торчках — все грустно:)).
Звезды на 5К — это вы загнули, если их не гнуть, то живут 10-15К, кассеты меньше :)
У нас на турингах как-то на ролхоффы из-за конской цены вообще не смотрят, но для огреба знаю на нашу деревню как минимум четыре байка на альфиновосьмерках — три от одного фаната (угробленная помимо планетарки мерида, и два фатбайка — его и его девушки), и убер-аппарат другого товарища — восьмерка сзади, традиционный перпер спереди, тупой двухроликовый натяжитель. В первом случае — товарищ реально биоробот (Башкирия таки, здесь с узким диапазоном грустно), а вот во втором — получается безумный диапазон в сочетании с огромной грязеустойчивостью.
Gourry
Ресурс из моего опыта. Конечно он больше, если ездить в более стирильных условиях =)
Но 5000 км это для хороших алю звезд. Какой-нибудь труватив/фса начнет кусать еще раньше!
denis_kabanen
Ви в этом смысле. Я машинально про 3*8 ХГ50/М443 вспомнил.
Gourry
AleksandrOzarenkov
Djekka
velomax.ru/blog/about_specialized/tehnologii_specialized_brain1/
kominet
Это маленький термоядерный реактор, благодаря которому спеши сами едут.
reat
kominet
Тайлер СуперТ Классен одно время пулял на рохлофе.
Romirezz
Chute
maxxis
denis_kabanen
maxxis
при самых худших раскладах самая средняя 53 шимана отбегает тысячи 4, а то и больше…
Black_Thrush
denis_kabanen
zyfix
жаль у них лишь Дх рама
Yue
www.nicolai.net/index.php?article_id=82&clang=1
kominet
Yue
kominet
Old Price: $3,499.99
Price: $3,499.99
You save: $0.00! (0.00%)
nepunk
Про Ролофф можно сказать, что несмотря на своё почти антикварное происхождение она представляет собой на данный момент самую технически проработаную конструкцию (жидкую смазку в закрытом корпусе, двутросиковый привод переключения с «щелчками» передач внутри втулки и очень грамотный отвод торсионного момента от оси втулки) в сочетании с 4-болтовым крепежом тормозного диска, слишком большим передаточным диапазоном/крупным шагом между передачами (ориентированым на туризм-катание), и довольно большим весом и размером.
Некоторым конкурентом Ролофа может быть только 11-скоростная Шимано, но из плюсов у неё только наличие нормального крепежа под диск (Центрлок) и цена, а в остальном ей ещё очень далеко до неё. К сожалению.
Ходили слабые слухи о обновлении Ролофа, но к нынешнему моменту немцы так ничего нового и не сделали.
Chute
Перепад между передачами составляет примерно 11,5%, что вполне соответствует МТБшной кассете. Диапозон огромный.
Шимановскйи альфайн 11-ск тоже с масленой ванной.
denis_kabanen
Огромный диапазон такой нахрен не нужен для ездовых применений, лучше бы действительно сделали шаг ближе к 10% или убрали лишние передачи с снижением веса.
Кстати, читал, что для ДХ-примения из Ролофа удаляли х2 мультипликатор, превращая её в 7-скоростную.
Условно-герметичная конструкция с жидким маслом у 700 Шиманы безусловно верный шаг, но однотросиковый привод и особенно конструктив оси/крепежа в раму по прежнему является их слабым местом.
Chute
Gourry
С другой стороны такое переключение сродни езде на УАЗике: нужно «вколачивать» нужную скорость, сбрасывая газ (и ничего не ломается), а какой-нибудь ХХ или ХТR — это DSG, работающий абсолютно незаметно, но достаточно капризный в обслуживании.
denis_kabanen
AntonHotmirov
AlekseyKurbatov
С такой кассетой диапазон будет 309%, аналогично шимановской 8-скоростной планетарной втулке, у 11 Шимано и 14 скоростного Ролофа он заметно выше.
Но согласен, что задачи и цели применения могут быть заметно разные.
Chute
К большому сожалению Ролоф туда не лезет, и новая Шимана скоре всего тоже, но у неё в общем остались те же траблы, что и у 8-скоростной.
Chute
Anabar
denis_kabanen
А так, вообще, непонятно что это за ролик, — может, он там без смазки катался или вообще звук наложил от чего-то другого.
Anabar
DenisV
Но в любом случае эта цифра лежит около значений 1750-1900 гр.
Chute
denis_kabanen
По моим прикидкам комплект XTR 2x10 + успок = 1700гр, получается на 1200гр легче чем эта коробка, но если прикинуть плюсы этой коробки то стоит хорошо задуматься:
— снимает более полукилограмма с задней подвески — лучше работает подвеска
— центр массы перемещается в середину байка — маневренность лучше.
— мгновенное переключение в большом диапазоне (636%)
— дипазон скоростей не пересекается и изменяется равными шагами в 11,5%
— минимальный уход — замена масла раз в 10.000км
— высоченный клиренс
— экономия на дорогих цепях и звездах
Реальный минус — грипшифт и невозможность переключения с большей на меньшую передачу при большой нагрузке(хотя производитель утверждает что в серийной версии это устранили, но все равно надо смотреть в реале)
BorisGolyakov
Armand
реально крутая система!
denis_kabanen
zyfix
Chute
ink_ru
twentysix.ru/blog/complete/101314.html
denis_kabanen
ink_ru
Chute
ink_ru
Вот в скрещивании Ролофа с передним даблом 39/42 ещё могу увидеть смысл, а с Хаммером — никакого.
Chute
ink_ru
denis_kabanen
Проблема в слишком большом моменте. возникающем в месте затяжки задней звезды на втулке. Можно сорвать резьбу.
denis_kabanen
Chute
speedwell
Demonoid