denis_kabanenПланетарки на гоночных байках? Мой опыт использования Rohloff и Hammerschmitd.

Страсть к техническим «извращениям» у меня началась с появлением первого гоночного велосипеда. Если бескамерка, 29" колеса, широкие рули прижились, то игры с трансмиссией до добра не доводили. Колхозные двойники, шоссейные переключатели, мегакассета 11-38, BB30 система на резьбовой каретке – все заканчивалось фейлами в самые неподходящие моменты.

Долгой зимой 3 года назад я решил, что решением этой проблемы станет… нет, не традиционная заводская трансмиссия, а мегакрутая и дорогая планетарная втулка Rohloff, творение немецких мастеров о 14ти передачах! Целый сезон я ездил на собранном вокруг нее байке, причем довольно успешно, но в дальнейшем использовал только на тренировках.

Для поездки на СуперД в Алушту я воспользовался практически стоковым Transition Covert, на котором стоит замечательная планетарная система HammerSchmidt, вместо переднего переключателя. Вот уже 2 месяца я катаюсь на этом велосипеде и могу рассказать о плюсах и минусах использования как Rohloff, так и HammerSchmidt’а



Начну с RohloffSpeedhub500/14. Это настоящий masterpiece, уникальное изделие, которое внушает огромное уважение к его производителю. За более чем 10 лет производства, свет увидело более 100 тысяч втулок и я, когда приобретал ее, не нашел в интернете ни одного сведения об отказе устройства! Зато нашел много свидетельств как ДХ-использования, так и стотысячных пробегов без каких-либо проблем. Даже оказалось, что втулке необходим период прикатки, когда за первые несколько тысяч км механизмы притираются друг к другу, и в итоге втулка едет еще лучше.



За, примерно, 15000 пройденных мной километров я убедился в этом сам. Очень высокие фланцы позволили собрать жесткое 29” колесо, которое я ни разу не протягивал. Масло менял два раза в год, т.к. все механизмы втулки «живут» в масленой ванне благодаря герметичному корпусу (правда, недавно появились подтеки у дропаутов). Отсутствие натяжителей и перекоса цепи заметно увеличивает срок службы самой простой трансмиссии – синглспида



Также отсутствует возвращательная пружина, характерная традиционным переключателям, поэтому смена 14ти передач происходит за счет грипшифта, от которого к втулке тянется 2 тросика. Это добавляет лишнюю рубашку на раму, зато переключение происходит моментально на сколько угодно передач, в любых, самых экстремальных условиях! Ни килограммы грязи, ни снега, ни льда не в состоянии испортить вам поездку. А уникальное «музыкальное» сопровождение каждой передачи порадует фанатов громких втулок (причем не только при движении накатом).



Одна проблема при смене передач: под серьезной нагрузкой не получится переключиться на пониженную. На подъеме нужно ослабить давление на педали, чтобы можно было выставить нужную передачу. На это тратится совсем немного времени, да и педали при этом можно продолжать крутить. Зато вырабатывается отличный рефлекс, позволяющий наиболее эффективно переключать передачи на традиционной трансмиссии.

Другая проблема, характерная для всех планетарок – пониженный КПД, из-за трения внутренних механизмов, а также лишняя масса в самом неподходящем для этого месте –колесе (+400-500гр). Для 26ых колес рассчитана потеря 2-3% энергии по сравнению с традиционной трансмиссией. По идее 29ые колеса крутятся на 10% реже 26ых при одинаковой скорости, что несколько повышает КПД. Так же идеальный чейнлайн эффективнее езды с перекосом цепи, но все равно потери заметные. Это ощущается, когда ты пересаживаешься на обычную трансмиссию, а особенно зимой, когда масло во втулке густеет. Не сильно, но все же. Тем более «устаревший» стандарт втулки 10*135мм не совместим со многими современными рамами.

Именно поэтому я отказался от гоночного применения Rohloff, но с огромной радостью использую его зимой, когда езда по снегу, обледенения никак не сказываются на работе велосипеда. Также в дальних путешествиях беспроблемность Rohloff и синглспида заметно упрощают жизнь.



HammerSchmidt – это идеальная система, рокринг, успокоитель, переключатель в одном корпусе! Что может быть лучше моментально щелкать передачи под нагрузкой, быть уверенным, что цепь никогда не слетит, иметь клиренс под кареткой как у 24Т звезды?!

Наверное, только тем, кому это действительно необходимо =)

Потому что использование HammerSchmidt не избавляет от необходимости переключаться сзади и вбирает в себя проблемы традиционной трансмиссии помимо собственных минусов: возросшая масса, увеличенное расстояние между педалями. Также повышенная передача (x1,6 к прямой 22Т или 24Т звезде системы) идет с заметным сопротивлением. А открытая система не способствует идеальной работе в грязь и снег. В одной покатушке c регулярными окунаниями велосипеда в воду при -5 градусах оборачивалось заклиниваем как заднего переключателя с роликами, так и HammerSchmidt‘а. С Rohloffтакого бы не случилось.

И все же HammerSchmidt я еще вижу в роли системы на гоночном эндуро-байке, когда необходимо немало крутить вверх в крутые стенки и необходима низкая передача, а использование переднего переключателя с успокоителем нежелательно из-за опасности потери цепи на жестких ДХ участках. То спортивное использование Rohloff’а возможно, наверное, только в туризме.

Я решил, что для гонок надо брать новинку Sram XX one. Низкий вес и отсутствие проблем с передним переключением должны положительно сказаться на работе велосипеда. Да и стоит это удовольствие меньше, чем Rohloffи HammerSchmidt.



Если же вы не боретесь за секунды на трассе, то, возможно, стоит задуматься о планетарках, если не пугает их стоимость. Хотя цена владения Rohloff (у меня цепь проживает примерно 2000 км, 15000 км передняя звезда, 30000 км задняя звезда + стоимость специального масла) при больших пробегах может оказаться соизмерима с ценой владения традиционной трансмиссией, которая приходит в негодность довольно быстро (1000 км цепь, 5000 км кассета и звезды).

Комментарии (54)

0
Насчет негатива — это вы не очень удачно искали :) velopiter.spb.ru/review/product.php?pid=463 :) хотя да, там тоже угробить не удалось.
Насчет устаревшего — это когда они про гравити вспомнят :) Все-таки это теоретически асфальтотуринговая втулка. (хотя видали мы тех асфальтотуристов с шоссейными звездами на наших городских торчках — все грустно:)).
Звезды на 5К — это вы загнули, если их не гнуть, то живут 10-15К, кассеты меньше :)
У нас на турингах как-то на ролхоффы из-за конской цены вообще не смотрят, но для огреба знаю на нашу деревню как минимум четыре байка на альфиновосьмерках — три от одного фаната (угробленная помимо планетарки мерида, и два фатбайка — его и его девушки), и убер-аппарат другого товарища — восьмерка сзади, традиционный перпер спереди, тупой двухроликовый натяжитель. В первом случае — товарищ реально биоробот (Башкирия таки, здесь с узким диапазоном грустно), а вот во втором — получается безумный диапазон в сочетании с огромной грязеустойчивостью.
avatar

Gourry

+1
На современный кантрийный подвес уже не поставить Ролофф.

Ресурс из моего опыта. Конечно он больше, если ездить в более стирильных условиях =)
Но 5000 км это для хороших алю звезд. Какой-нибудь труватив/фса начнет кусать еще раньше!
avatar

denis_kabanen

0
Черт. Об этом потом подумал :)

Ви в этом смысле. Я машинально про 3*8 ХГ50/М443 вспомнил.
avatar

Gourry

+2
ща у меня тесты с 40 кассетой пройдут, и я тебе расскажу)
avatar

AleksandrOzarenkov

+3
офф топ: а что за штучка с синей крутилкой на последнем фото?
avatar

Djekka

+4
Этож «Брэйн» на спешевской раме… по сути инерционный клапан для заднего аморта, чтобы он реагировал только на удары снизу а не качался от педаляжа.
velomax.ru/blog/about_specialized/tehnologii_specialized_brain1/
avatar

kominet

+10
Какой брэйн, какой инерционный клапан?
Это маленький термоядерный реактор, благодаря которому спеши сами едут.
avatar

reat

+2
не пали контору :) :)
avatar

kominet

+3


Тайлер СуперТ Классен одно время пулял на рохлофе.
avatar

Romirezz

+1
Название читается как Ролофф, нет там буквы х!
avatar

Chute

0
На этой фотке намного больше вызывает вопросов рулевой стакан на его Санте)))
avatar

maxxis

0
а что там не так? Интересно.
avatar

denis_kabanen

+2
А судя по всему не чего… Видимо отвык я от старого круза, помню что там монокок на верхней трубе а вот что такой объемный не помню.

avatar

maxxis

-4
цепь 1000 к — смешно это чисто весенняя раскатка за недели полторы-две.
при самых худших раскладах самая средняя 53 шимана отбегает тысячи 4, а то и больше…
avatar

Black_Thrush

+2
еще раз: это мои данные в далеко непростых условиях. По асфальту если и езжу, то только в горах. Износ трансмиссии, да и самого байка большой.
avatar

denis_kabanen

+2
Конечно, не показатель, т.к. пользовал это чудо-юдо 1 раз в своей двухподвесной жизни (больше просто не захотелось), но 53 шимана у меня не прошла и 500км до разрыва. Не доходя до 1000км был второй (при сокращении цепи на пару «нехороших» звеньев, т.е. слабых звеньев не было). В обоих случаях цепь на двухподвесе была с запасом на растяжение-сжатие.
avatar

zyfix

+4
www.zerodeusa.com/products-page/ — на этой раме интересная идея использования планетарки
жаль у них лишь Дх рама
avatar

Yue

+2
Раз уж речь зашла о няшках:
www.nicolai.net/index.php?article_id=82&clang=1
avatar

kominet

+1
дорого и не красиво
avatar

Yue

+4
ну хз… на вкус и цвет как говорится… по крайней мере есть ещё мужицкие рамы…
avatar

kominet

+14
Вот это понравилось:
Old Price: $3,499.99
Price: $3,499.99
You save: $0.00! (0.00%)
avatar

nepunk

+4
Интересный пост, но не слишком информативный; хотелось бы больше подробностей.

Про Ролофф можно сказать, что несмотря на своё почти антикварное происхождение она представляет собой на данный момент самую технически проработаную конструкцию (жидкую смазку в закрытом корпусе, двутросиковый привод переключения с «щелчками» передач внутри втулки и очень грамотный отвод торсионного момента от оси втулки) в сочетании с 4-болтовым крепежом тормозного диска, слишком большим передаточным диапазоном/крупным шагом между передачами (ориентированым на туризм-катание), и довольно большим весом и размером.
Некоторым конкурентом Ролофа может быть только 11-скоростная Шимано, но из плюсов у неё только наличие нормального крепежа под диск (Центрлок) и цена, а в остальном ей ещё очень далеко до неё. К сожалению.
Ходили слабые слухи о обновлении Ролофа, но к нынешнему моменту немцы так ничего нового и не сделали.
avatar

Chute

+1
я решил озвучит особенности эксплуатации, которые раскрываются со временем.

Перепад между передачами составляет примерно 11,5%, что вполне соответствует МТБшной кассете. Диапозон огромный.

Шимановскйи альфайн 11-ск тоже с масленой ванной.
avatar

denis_kabanen

+2
Насколько я помню — 14%, и у 11-скоростной Шимано теперь тоже, в отличии от предыдущих 8-ок.
Огромный диапазон такой нахрен не нужен для ездовых применений, лучше бы действительно сделали шаг ближе к 10% или убрали лишние передачи с снижением веса.
Кстати, читал, что для ДХ-примения из Ролофа удаляли х2 мультипликатор, превращая её в 7-скоростную.

Условно-герметичная конструкция с жидким маслом у 700 Шиманы безусловно верный шаг, но однотросиковый привод и особенно конструктив оси/крепежа в раму по прежнему является их слабым местом.
avatar

Chute

0
Огромный диапазон — это для гравити минус, для турингов — суровая реальность, увы. Двухтросик… У шиманы, скорее всего, в генетической памяти заложено, что это эпик фэйл (японцы в 60-80е с двутросиками много экспериментировали точно).
avatar

Gourry

+1
двухтросиковость — это реалия Rohloff, т.к. переключение происходит по средствам «коробки передач», которая выходит из втулки и требует больших усилий при смене диапазона. При этом передача встает четко и не нужна микроподстройка.
С другой стороны такое переключение сродни езде на УАЗике: нужно «вколачивать» нужную скорость, сбрасывая газ (и ничего не ломается), а какой-нибудь ХХ или ХТR — это DSG, работающий абсолютно незаметно, но достаточно капризный в обслуживании.
avatar

denis_kabanen

0
Соглашусь! Отличное сравнение! Всему своё место =)
avatar

AntonHotmirov

0
кому что кстати. мне вот шаг переключения не важен. но важно иметь перепад побольше. 32х11-34 например не хватает.
avatar

AlekseyKurbatov

0
Это в смысле с одной передней звездой?
С такой кассетой диапазон будет 309%, аналогично шимановской 8-скоростной планетарной втулке, у 11 Шимано и 14 скоростного Ролофа он заметно выше.
Но согласен, что задачи и цели применения могут быть заметно разные.
avatar

Chute

0
Был у меня достаточно печальный опыт эксплуатации Шимановской 8-скоростной планетарки на ДХ/ФР аппарате (GT IT-1 первого поколения — 2006 года). Сейчас эта рама валяется у меня в комнате и ждёт появления подходящей современной планетарки.
К большому сожалению Ролоф туда не лезет, и новая Шимана скоре всего тоже, но у неё в общем остались те же траблы, что и у 8-скоростной.
avatar

Chute

+4
Что за «музыка»-то у втулки на видео? У меня нет такого ужаса, только на 7-й передаче есть характерное тихое шуршание-похрустывание. Остальные передачи бесшумны. Использую втулку лет восемь, в любой сезон.
avatar

Anabar

0
да, намного странная музыка. Другой на ютьюбе не нашел )
avatar

denis_kabanen

+1
из текста кажется, что это сам автор записывал.
А так, вообще, непонятно что это за ролик, — может, он там без смазки катался или вообще звук наложил от чего-то другого.
avatar

Anabar

комментарий был удален
0
сколько, кстати, ролофф весит? а то на bikescale 850гр где то, на р2 весы со втулкой показывают 1750гр примерно.
avatar

DenisV

0
Реальный вес зависит от варианта корпуса (наличия приливов под крепёж ротора), комплектации (пластины снятия торсионного момента и типа присоединения тросиков), длины тросов и лежит ли на весах манетка.
Но в любом случае эта цифра лежит около значений 1750-1900 гр.
avatar

Chute

0
да, втулка столько и весит, почти 2 кг со всеми причиндалами! Но если рама правильная (СС с вертикальными дропаутами), то экономится масса на левой манетке, переключателях, звездах, короткой цепи и спицах. Можно и шоссейную систему поставить, если рама позволяет.
avatar

denis_kabanen

+4
Два парня выходца из VAG/Porsche основали бренд Pinion и уже выпустили супер-секс коробку:




По моим прикидкам комплект XTR 2x10 + успок = 1700гр, получается на 1200гр легче чем эта коробка, но если прикинуть плюсы этой коробки то стоит хорошо задуматься:
— снимает более полукилограмма с задней подвески — лучше работает подвеска
— центр массы перемещается в середину байка — маневренность лучше.
— мгновенное переключение в большом диапазоне (636%)
— дипазон скоростей не пересекается и изменяется равными шагами в 11,5%
— минимальный уход — замена масла раз в 10.000км
— высоченный клиренс
— экономия на дорогих цепях и звездах
Реальный минус — грипшифт и невозможность переключения с большей на меньшую передачу при большой нагрузке(хотя производитель утверждает что в серийной версии это устранили, но все равно надо смотреть в реале)
avatar

BorisGolyakov

+2
реальный минус — что не поставишь в ту раму, в какую хочешь, а только комплектом покупать.
avatar

Armand

0
зато ни у кого такой не будет.
реально крутая система!
avatar

denis_kabanen

0
Учитывая уже тот факт, что Пиньен не продается по отдельности любому желающему, а только производителям великов, с запчастями (свои звездочки, свои шатуны, все шестереночки) будут вообще реальнейшие проблемы. А визуально коробка передач и велики с ней на борту хороши, конечно. И даже стоят более-менее адекватно в основной своей массе.
avatar

zyfix

0
18 (3х6) передач?
avatar

Chute

0
Спасибо огромное за статью, сам такой же «извращенец», но к сожалению нищий. У меня весь велосипед стоит меньше чем Rohloff. Но я на него сразу поставил бюджетную планетарку SRAM i-moton 3. Пока особых проблем с ней не вижу, но сопротивление вращению явно выше чем у кассеты. Вот бы промерять каким-нибудь динамометром. HammerSchmidt в мечтах.
avatar

ink_ru

0
совершенно случайно наткнулся на пост норко-романа как раз про ролофф! Инфа про потерю 5% КПД у планетарки. И опять доказывается, что для гонок это много.
twentysix.ru/blog/complete/101314.html
avatar

denis_kabanen

+1
А вместе на один велосипед и Rohloff и HammerSchmidt никто не пробовал ставить?
avatar

ink_ru

0
Для чего?
avatar

Chute

+1
Для опыта, позитивного или негативного не знаю, это и интересно.
avatar

ink_ru

0
Нет, опыт — это средство. Вопрос был о цели этого опыта — что хочется получить от него? Я лично не представляю.
Вот в скрещивании Ролофа с передним даблом 39/42 ещё могу увидеть смысл, а с Хаммером — никакого.
avatar

Chute

+1
Опыт — это цель. Стать опытным — это цель. У буддистов просветлится — это цель, просветлится без опыта нельзя — это аксиома. А Rohloff и HammerSchmidt на одном байке — дзен :)
avatar

ink_ru

0
нее, это изврат. Ролофф на 29 ХТ стоял, Хаммер на АМ подвесе. Диапозон передач первого и второго был более чем достаточен.
avatar

denis_kabanen

+1
да, кстати, без потери гарантии такое скрещивание произвести нельзя! У Ролоффа регламентировано, что передняя звезда не была меньше определенного соотношения к задней. В итоге при 18Т сзади спереди нельзя ставить меньше 38Т. На хаммер можно поставить только 24Т!
Проблема в слишком большом моменте. возникающем в месте затяжки задней звезды на втулке. Можно сорвать резьбу.
avatar

denis_kabanen

0
Установка Хаммершита на байк с Ролофом подобна вторичному восхождению на гору Фудзи, если понимаешь, о чём я ;)
avatar

Chute

0
Ну тогда придется самому попробовать и написать пост об этом. Вдруг реальность отличается от домыслов в комментариях
avatar

speedwell

+2
Как-то статья прочиталась и внезапно кончилась. Денис, почему у тебя всегда так? На одном дыхании читается =) Хоть сам к таким системам и не думал присматриваться, но информация никогда лишней не бывает.
avatar

Demonoid

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.