Блог им. shindyakinМожно ли купить раму Specialized за 350$ или что такое Китайский карбон?

Всем доброго времени суток!
Мне недавно посчастливилось познакомиться с производством карбоновых рам и компонентов для велосипедов и побывать на нескольких заводах в г. Шеньчжень (Китай). Хотел бы поделиться своими впечатлениями, рассказать «как оно на самом деле». И реально ли купить крутую раму за недорого?




 Для полноты картины кратко расскажу о себе. Я российский велосипедист. Начал заниматься любительским велосипедным спортом в 10-11 классах в школе и тренируюсь и участвую в соревнованиях примерно 8-9 лет.  В данный момент волей судьбы оказался в Гонконге, где живу и работаю. Родом из Иркутска, в свое время был одним из организаторов велосипедной гонки Транс-Байкал. Думаю, многие о ней слышали, некоторые участвовали.
 
С момента появления карбоновых рам и компонентов, у меня всегда было желание посмотреть как происходит процесс изготовления. И посмотреть не на видео, а самому на заводе. Звезды сложились — нашел несколько заводов в 3х часовой доступности от Гонконга и свободно говорящий на китайском друг, который согласился помочь.
 
В целом попасть на большинство заводов в Китае достаточно просто. Поскольку вопрос качества на любых производствах (не только связанных с велоспортом) стоит очень остро, то большинство крупных клиентов перед тем, чтобы что-то заказывать приезжают, смотрят и только потом заказывают. Так что большинство заводов открывают свои двери для потенциальных клиентов достаточно свободно.
  
Шаг первый — поиск заводов
Мы начали искать заводы, которые производят композитные материалы в Китае. Сайты есть на Alibaba, большинство на английском. Почти все из них говорят, о шикарном собственном производстве, о большом количестве работников и площади, высоком качестве и т.д… На первый взгляд показалось, что Шеньжень (город в Китае, на границе с Гонконгом) — это просто Мекка карбона, куда не посмотри, везде завод. Из найденных сайтов выделили 10 самых подходящих нам и поехали. Опытным путем потом выяснили, что только 2 компании из 10 найденных — реальные заводы, остальные только посредники. Выяснить это не всегда просто. Вас могут даже сводить на чужой завод, под видом своего. Выводы появляются из мелких деталей и знание Китайского языка тут просто необходимо.
 
Первый завод
Это был небольшой завод, состоящий из нескольких цехов, штат в районе 30-40 человек.
Как известно, производство карбона очень слабо поддается автоматизации. Большинство работы делается руками, соответственно, на мой взгляд, нужно очень много уделять внимание правильной организации труда, инструкциям рабочим и очень тщательному контролю продукции.
 
Применительно к данному заводу не могу сказать, что там было организовано плохо. Но уж точно не идеально. Не было порядка, а местами просто грязно. Контроль качества продукции также есть, но нет ощущения, что ничего не пропущено.
 
Здесь я первый раз близко познакомился с китайским плагиатом.
Если бы сюда попал человек, не особо разбирающийся в велосипедах, то, пожалуй, он бы решил, что самые популярные велосипеды на рынке сейчас это Specialized и Pinorello (Dogma). Ребята не особо заморачиваются с авторским правом. Но с другой стороны в официальных буклетах и на сайте не светилось, что есть плагиат. Как правило у таких заводов большинство клиентов — посредники, которые перепродают известные бренды. Под видом оригиналов или нет, не могу сказать.
 
Реально, качество и организация здесь были не на мировом уровне. И соответственно завод живет и пытается заработать на всем, не особо заморачиваясь по поводу своего авторитета и потенциальных проблем с авторским правом.
 
Вилки для шоссейных велосипедов к вашему вниманию

 
Они же на следующем шаге — вместе с рулевой трубой

 
Компоненты рамы — пока отдельно

 
Рама без задних перьев и дропуаров. Так это пойдет в печь на термо обработку.

 
Пока еще мягкая рама.
Ощущение честно говоря странные. Вроде и рама, но мягкая!

 
Матрица для верхней части вилки

 
Cклейка рамы, дропуаров и верхних перьев.

 
Склад рам и компонентов
  

После просмотра первого завода, мы отправились на изучение второго.

 
Завод мне гораздо больше понравился и я сделал бОльшее количество заметок и фотографий.
На этом примере постараюсь рассказать чуть более подробно про процесс производства, шаг за шагом.
 
Процесс производства начинается с разрезания карбонового волокна. Оно похоже на листы бумаги или картона, только размером побольше. Далее китайские женщины (как правило именно женщины) разрезают на более мелкие части, индивидуально для каждой модели рамы.

Вот так раскладывают карбоновое волокно на одном из первых шагов производства
 
 
Для сложных деталей специальные приспособления. Процесс простой — на волокно накладывают эту металлическую деталь. Далее ударяют молотком и — вуаля! Готово.
 
 
Детальки раскладывают по корзинкам, чтобы не путаться
 
 
После этого появляются первые компоненты рамы — связующие детали — рулевой стакан, подседельный и кареточный узлы, узел в районе задней втулки.
 
Для многих элементов рам используются заранее подготовленные макеты. На которые накладывается волокно. Кажется, этот элемент от рамы для Time Trial.
 
  
Видео — склейка рулевого стакана

 

 
Внутрь данного приспособления накладывается волокно а белым предметом применается, чтобы деталь получилась нужной формы и нужного размера.
 
 


  
Далее каждую сделанную вручную деталь нужно положить в специальную матрицу.
Для каждого уникального макета соответственно должна использоваться уникальная матрица.
 
Матрица для рамы сразу после ее изготовления 
 
 
Матрицы делаются специальным станком. Это весьма сложная вещь. На предыдущем заводе они закупали матрицы у других компаний. На данном заводе есть несколько своих станков.
 
Выглядит станок так (Станок с лева, китаянка с надписью на футболке JoJo тут не при чем — это наш гид)
 

Судя по всему, станок использует специальное ПО. В него загружаетюся 3d модель и он вырезает матрицу. 

 

 
Рамы после обработки в печи
Им предстоит пройти несколько стадий обработки, прежде чем стать настоящей рамой :)
 
 
Вырезание отверстия для каретки


Дальше рамы обрабатываются, убирается все лишнее.
     
Рамы, которые прошли обработку «напильником» 

 
После того, как раму сделали ровной и отчистили  от лишних образований (например, которые возникли при склейки рамы или при термической обработке).
  
Затем следует еще несколько стадий обработки — сверлятся отверстия и механически обрабатываются)

 
БОльшая часть рам склеиваются в несколько шагов.
Условно можно разбить на два:
* сбор основных компонентов рамы — рулевого стакана, кареточного узла, подседельного узла и труб между ними и последующая термообработка 
* прикрепление дропуаров и верхних перьев с узлом для задней втулки. После этого также термо обработка.
 
При этом на первом шаге используется матрица (см. фото выше).
А на втором шаге для выдержки точности рамы используется специальное оборудование.
На не хитром приспособлении выставляются размеры, что позволяет точно зафиксировать нужную геометрию рамы.
 
 
После этого раму ждет новая итерация обработки «напильником» и далее раму красят.

Со слов нашего гида большинство клиентов завода — европейские велосипедные бренды. И большинство заказчиков предпочитают экспортировать не крашенную раму в Европу и там сделать финальную сборку.
 
Но покрасочный цех на заводе, конечно, присутствует
Предмет покраски — вилка.
Предполагаю, что вилка будет разных цветов.
Для этого часть вилки залеплена лентой. 


 

 
После покраски рамы сохнут и отправляются склад и упаковку.
 
Итог
Остался очень доволен просмотром, многие вещи стали более понятными.
 
На главный вопрос — можно ли купить карбоновую раму высокого уровня китайского производства я однозначно отвечу — Да. Главное тут постараться найти надежного поставщика, и в Китае, к сожалению, сделать это очень сложно. Для меня вопрос решается просто — работать напрямую с заводами, проверять самому качество рам на выходе.

Второй завод мне определенно понравился. Возможно фотографии и видео не отображают все детали. Но там есть все, чтобы производить качественную продукцию. Персонал четко построен, на всех уровнях есть ответственные за проверку качества люди, все понятно и организовано.
 
Пока я купил только карбоновую вилку для своего горного велосипеда. (Специально для гонки на байках, где 60% шоссе и 40% гравийки). Вилка хорошо себя показала. 
 
В данный момент заказываем несколько рам с друзьями потестировать (Рама стоит от 400-700 USD без доставки). Если все случится, расскажу о впечатлениях позже. Если останусь довольным как будут себя вести рамы, уже есть несколько идей в этом направлении, будем работать.
 
Если есть вопросы или предложения — welcome!

p.s.

После 5ти месяцев после написания данного материала был открыт интернет магазин Bikesgate.com 
Добро пожаловать.  

Комментарии (75)

-2
О!
Очень полезный псто.
Пока не прочитал, но в обед засяду.
Давно имел виды на этот китайский карбон и интересно узнать что к чему)
У меня было их седло и сруль, седалище печально окончило свою жизнь от резкого приседа с высоты 20 см, после чего я сразу же продал руль)
Последний раз редактировалось
avatar

Coldat

+1
для сравнения нужен репортаж с брендового тайваньского завода
avatar

denis_kabanen

0
+1. Но пока не доехал. Может и соберусь. Много кто из Гонконгцев просто ездить покататься на Тайвань на пару дней. Можно совместить приятное с полезным. 
avatar

shindyakin

0
Видео с ограниченным доступом. Не посмотреть =(
avatar

espero

0
Спасибо, статья интересная, но вот видео с ограничением на просмотр=((( Надо поправить.
Последний раз редактировалось
avatar

MbIKOJIA

+1
fixed, сорри.. 
avatar

shindyakin

0
Видео и фото сделаны на телефон, поэтому качество не самое крутое.
Но суть отражает. 
avatar

shindyakin

+10
Варава рассказывал, как эти китайские нонейм рамы лопаются посередине трубы, и сжимаются руками, как резиновые. Говорит, насмотрелся на работе в мастерской.

Вот еще кино, как делают карбон для Time

 
Последний раз редактировалось
avatar

Vados

+1
Все топовые ХС рамы сжимаются кулаками как резиновые =) 
avatar

ctepx

+6
Но не все топовые рамы лопаются пополам от простого катания.
Вон кэнон показывал, как они плющат свой карбон, и что потом с ним ничего не происходит.

Не, там не КУЛАКАМИ, а РУКАМИ, причем не плавно по всей трубе, а местами, как будто где-то больше положили, а где-то одним слоем ограничились.
avatar

Vados

+2
Ну так этож баттинг!
avatar

ctepx

+10
Да какой там баттинг, бог с тобой… хератинг там, дырки в трубе!
avatar

Vados

+2
«эти» это какие?

я вот свою HongFu FM-056 специально щупал — пальцами не сжимаются ни верхняя труба, ни нижняя

по отзывам друзей, раньше действительно делали иначе и можно было прожать
 
Последний раз редактировалось
avatar

thresh

0
Какие «эти» Варава не сказал. Просто очень негативно о них отзывался.
avatar

Vados

+3
ИМХО, негативно о рамах должны отзываться те, кто на них катается. В инете можно найти кучу рваных рам, причем китайских там будет совсем не большинство. 
Все это очень субъективно, купивший за 15 тыр китайкарбоновую раму будет скорее всего очень доволен соотношением цена/качество и будет уверен, что катит.
Факты обычно говорят обратное, я объективно отъезжал на Big.Nine от откровенно каталожной рамы с надписью «JBG2 Prototype», это приятно =) Но в итоге решали тренировочные часы =)
avatar

ctepx

+4
Вы думаете продажи китай-карбона равны оригинальным рамам, чтобы сравнение о проценте рванья было адекватным? Плюс разламывая Кадейл, люди кричат на весь инет, а китай сломал — «ну этож китай… кого я в инете удивить хочу, что карбоновая рама за 10р сломалась».

Купивший карбон за 80к тоже будет скорее всего доволен. Потому что покупая набор пластмассовых труб за эту сумму, человек скорее всего не стеснен в средствах. И за 15 он покупает обычно шатуны. А сложиться лицом в камень для экономии средств наш человекопример наверное не захочет.
avatar

el_cane

0
Нет не думаю, я вообще такого не говорил. Но я знаю, что в Питере несколько вполне себе довольных ХонгФу юзеров =)
avatar

ctepx

0
К сожалению, это не объективный показатель.
Ну кому как, а для меня китай-рама — это увеличенный шанс серьезно убраться из-за «попоплам труба». Ради «катит получше» не готов в летчики-испытатели записаться. Кто готов — я, разумеется, не против. Это не тот случай, когда люди на старых ведрах ездят по дороге.
avatar

el_cane

0
Ты точно со мной разговариваешь?))) Я сразу написал что все очень субъективно)) «Катят по лучше» в моем посте как раз бренды, а ты пишешь про китайкарбон))) 
avatar

ctepx

+3
Ой-ой, прошу извинить. Немножко диагонально прочитал тот пост :(
avatar

el_cane

-1
Лично руками продавливал flyxii fr 201, страшное зрелище. 
avatar

marchenkovdmitry

0
Да ладно, Костя, сжимается, нижняя точно )
Я свою купил в прошлом году, летом. 
avatar

Zorro

0
а в каком месте? :) пойду еще пощупаю
avatar

thresh

0
Но это ладно, а еще я хочу на нее повесить детское кресло :)

Вот это будет тэст.  
avatar

Zorro

+3
Ну это опять же к вопросу у кого покупать.
С первого завода я бы тоже не рискнул ничего купить. Т.к. видно, что все сделано не очень круто.
А на втором заводе скорее всего и делают рамы в т.ч. для выше упомянутого в комментах HongFu
Гарантировать не могу, но на 90% уверен.
Последний раз редактировалось
avatar

shindyakin

+1
А с другой стороны — загр, реальный владелец такой рамы — как он только ее не мучал — а мы с ним много в крыму катали вместе — подтвердит, что рама выдержала намного больше чем должна бы была
для меня его опыт однозначно говорит — китайкарбону быть!
avatar

AlekseyKurbatov

+1
Не говоря уже о Сергее, которы вместе со мной съезжал ягодку мисхорку и йограф на китайнайнере с карбовилкой
avatar

AlekseyKurbatov

+9
В топку ваш китайский карбоний, одна зима — две сломанные рамы. 
Лопнул одну, написал им, заплатил за доставку, прислали вторую. Сломал вторую, плюнул, купил алюминий.

 
 
avatar

marchenkovdmitry

0
А у кого покупал?
avatar

shindyakin

0
flyxii
avatar

marchenkovdmitry

+10
Не все йогурты одинаково полезны.
avatar

VoidWanderer

+2
может ключевое слово «зимой»?
avatar

_va

-1
И что? Да, катал и в -20, но это не повод для сломанной рамы, друг со мной катал на flyxii fr — 207, хоть бы фиг, но появились трещинки на перьях. Считаю что байк должен выдерживать почти любые погодные условия. 
avatar

marchenkovdmitry

+1
А это точно карбон треснул, а не верхний слок лака, например? Рама то всяко деформации подвергается в процессе эксплуатации, и если лак хреновый, то чего ему не потрескаться.
avatar

schmel

-1
Точно карбон, трещина со временем только увеличивалась. 
avatar

marchenkovdmitry

+1
У меня схожим образом пошла трещина на нижнем пере, у дропаута. В итоге это оказался именно лак, толстый слой такой. Но у меня Тайвань— карбон ))
Последний раз редактировалось
avatar

AleksandrSimonov

+2
нет у меня там никаких трещинок, это просто царапина.
ps: раме уже почти год, выдержала несколько гонок и ипользуется для ежедневного силового вкатывания по Реадовскому парку в небезызвестном Смоленске :)
avatar

d3ZoRg

-1
Ага, симметричная с двух сторон :) Может там просто склейка заготовки и трубы, в клее была некоторая подвижность и лак треснул, а раме ничего. 
avatar

marchenkovdmitry

+1
охлади свое трахание, абитура.
раме два года — состояние как новая, и теперь она уже поехала во Владимир раздавать пи##лей
не купил бы найнер — катал бы на ней дальше. 
avatar

d3ZoRg

0
Карбоновые рамы — это просто композит. Волокно залитое эпоксидной смолой. Эпоксидная смола сама по себе состоит не из одного компонента. Один из компонентов, применяемый в эпоксидках — это пластификаторы. Если производитель закладывает определенные требования для рам и достигает этих требований добавлением Х частей пластификатора в смолу, то рама будет работать. А если Вы подвергаете раму нагрузкам, которые производитель не вкладывал при проектировании, то она лопнет, т.к. для отрицательных температурах эпоксидные смолы должны быть совсем другого состава. Поэтому Ваши увещевания насчет того, что рама должна работать при любых условиях не совсем правы, если речь идет именно о карбоновых рамах.
Металл тоже подвержен температурным изменениям характеристик, но не так сильно. Поэтому с ним проблем меньше.
avatar

kod1411

0
Ну Кубов каретки практически также вываливались =)
avatar

ctepx

0
Так что, реально спеш демо 8 с воркс карбоновый за тыщёнку баксов урвать?)))
avatar

_va

+17
Реально, но будут проблемы как у товарища, который 2 рамы за зиму поломал. Заводы, которые делают фейки скорее всего делают рамы плохого качества. Нужно брать у того, кто производит для нормальных брендов рамы, а те уже их потом красят у себя. 
avatar

shindyakin

+14
Попробуй еще таких найди, только на словах все просто, вот ваш любимый hongfu:
Человек ломал его два раза. Первый:






Второй раз:




 
avatar

marchenkovdmitry

-1
Там карбохт реально урвать баксов за 250 :)
avatar

Coldat

+7
ДРОПУАРЫ???

 
avatar

DirtJumper

0
Нее… я лучше уж у этих закажу. Оно хоть и дороже но зато в пределах досягаемости плюс индивидуальный подход.
avatar

Ajax

+1
вроде цена сравнима с hi-mod flash'ем и прочими топовыми рамами. китай карбон совсем другой ценовой категории.
avatar

Pafos

+4
Я кот скептик.
В хорошо за дешево не очень верю.
Особенно комично выглядит с воркс вместе с нонейм на заглавной фото.
avatar

B-race

+2
Особенно комично то, что С-Воркс на фотке как раз из этого подвальчика =)))) 
avatar

ctepx

+8
s-works там такой же фейковый) Не, ну у нас и китайские окли за 5 баксов любят покупать — на глаза же пофиг, главное понты. Так что и китаекарбон вполне себе находит своих клиентов — есть, конечно, те, кто его покупает сознательно, потому что интересно попробовать (thresh тот же самый), но в основном это все из той же серии с окли, особенно когда н этом карбоне еще и какие-нибудь модные надписи. 
 
avatar

kubas

+1
Отоноче, я думал своркс там трушный и как покаатель того, что китайщина не хуже.
Ну что ж, удачи таким ребятам)

Как то непонятно стремление попробовать карбон, который вполне себе может не обладать теми качествами за которые этот карбон котируют.
avatar

B-race

+22
для веломанских сборок вполне себе вариант — купить себе лайт раму непонятного качества, с придыханием взвешивать свежесобранный байк и  разводить срач на 5 страниц форума о цвете бонок в системе
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

0
Если бы только веломанских.
avatar

Coldat

+8
Нормальные крепкие рамы. Европейские многодневки на них успешно ездят. Видел так же много довольных немцев и испанцев, которые собирают себе второй байк, к брендовому подвесу, на китай карбоне и полностью им довольны. И да — не все йогурты одинаково полезны.
avatar

DenisKotov

0
У меня было седло из китайского карбона и я прекрасно осведомлен о его «прочности»)
 
avatar

Coldat

0
у меня было седло физик из карбона — быстро сломалось )
avatar

gtigor

+8
а то, что люди на таких рамах очень даже хорошо ездят, и не только по парку — это ничего?
единственная беда такого карбона — это то, что он лоттерея. у каких то производителей больше лотерея, у каких то меньше. но нато он и дешёвый. об этом топикастер и написал — хочешь знать прикуп — едь и смотри его в китай. 
avatar

AnatolVasin

0
дык я не против, сам ригидонайнер на китайкарбоне хотел собирать.
я про то, что собрать байк для взвешивания — безпроигрышный вариант,  всё равно в гонках  такие мало участвуют, точно не сломается. 
Последний раз редактировалось
avatar

mitcos

0
ну так то да. я уж было подумал, что имеется ввиду непригодность китайНонэйма для нематрасного использования — так тому есть тыщи опровержений. загремел тот же. 
Последний раз редактировалось
avatar

AnatolVasin

0
Что-что, а байк для взвешивания, собранный на китайкартоне — это скорее исключение чем правило.
Подавляющее большинство китаерам собраны простыми любителями, гоняющими кк.
avatar

VoidWanderer

-1
Ага, 5 рам купил, одну нормальную выиграл :D
И итоговая цена та же)
А поехать в Китай ради того, чтобы купить раму, безусловно выгоднее :D 
avatar

Coldat

+2
вам каких рам отсыпать? :)
Есть С-Ворксы по 500$,


есть 13-год, но  по 700$ ))
avatar

amstafff

+3
Статья отличная.
Но она вселила еще больше недоверия к карбоновым рамам.
Тут еще и заслуга новой алю рамы GT Fury.
Я далек от всего этого и не думал, что производство карбона происходит почти полностью вручную. Вы на видео, где дырку под каретку вырезали, заметили, что во время процесса рама немного двигалась чуть ли не по всем осям, может это норма, но я этот нюанс сразу соединил с треснутыми рамами, как раз в этой зоне, тов-ща marchenkovdmitry.
Последний раз редактировалось
avatar

Moby

0
Нет, просто клей по прочности сопоставим к соплям, паковал раму, из рулевой вылетел кусок клея где то 2x2 см. 
avatar

marchenkovdmitry

+2
вселила еще больше недоверия к карбоновым рамам.
если посмотреть производство лады, то будет еще больше недоверия в автопромышленности ))

кстати каталожные рамы на заводах делают не только хардтейлы для КК. Есть и подвесы
http://www.apro-tek.com/frames/mtb_atb_s.html
avatar

denis_kabanen

+1
крайне неоднозначно всё с этими китайскими карбонами.
очень много брака, но есть и откровенно удачные модели.
вот например та же вышеприведённая с лопнувшей 3 раза верхней трубой хон-фу 056
одна из самых лучших.
окромя несчастного Низидраманита (ник хозяина, сильный кк гонщик из Питера) их ни кто толком громко и на весь интернет не ломал.
но.
есть модели, которые сейчас продаёт замечательный низкими ценами сайт flyxii, которые не выдерживают ни какой критики.
но те же флюкси всего-лишь перекупы, у них есть и вполне удачные модельки.
как узнать?
да ни как.
avatar

raskladnoy

+4
Да ну. К примеру Trek совершенно по другому лепит свои рамы.
 
Разницы видите? :]
Эти заводы по сравнению с тем что на видео кустарщина.. 
avatar

MaksimOstapkevich

0
Вообще-то, все так же.
avatar

DenisKotov

0
Scott к примеру
avatar

MaksimOstapkevich

0
к вопросу о т.н. «брендах»

найдите отличия от fm056 того же

http://www.leecougan.com/en-UK/leecougan-black-icon.php 
avatar

thresh

+3
Главное отличие — отдел контроля качества.
avatar

Ajax

0
http://www.on-one.co.uk/i/q/FROOLUR29/on_one_lurcher_carbon_hardtail_29er_frame 
Помоему неплохой вариант за 250 фунтов

Интересуют китайские карбоновые обода, ктонибудь катал на них?
avatar

DmitriyEfremenko

0
Продаем продукцию Flyxii уже 2 года и ни одного возврата.
avatar

Sport_Life

0
ПРодам раму  Carbon почти нульс  Bianche Metanol sl 1  производитель italia  на переднюю и заднюю вилку и отверстее под каретку сплав алюминевокакойто ))   italia 500\700    ye   причина  для меня  ето дорогое удовольствие 0662227047    ася 166715609 аа
Последний раз редактировалось
avatar

goozik

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.