ctepxТеория и практика тренировочного байка

Навряд ли эта тема будет очень интересна для любителей спусковых дисциплин, в которых чувство байка играет одну из важнейших ролей в достижении результата и навряд ли имеет смысл иметь тренировочный байк не повторяющий на 100% основную боевую машину.


Для гонщиков кросс-кантри тема тренировочного байка рано или поздно становится актуальна. К мысли о тренировочном байке приходят разыми путями. У тренирующихся рано или поздно появляется чисто гоночный байк, а байк, бывший основным для этого момента становится тренировочным. У технофилов, которые сначала собирают байк, а только потом серьезно увлекаются гонками ситуация бывает прямо противоположной. Они сначала собирают идеальный для себя байк, а потом приезжают на гонки. Там быстро становится понятно, что байк сам по себе едет не очень быстро и нужно тренироваться. Тренироваться на идеальном байке обычно жалко и они собирают тренировочный байк попроще.
Хотя, сразу скажу, что есть люди которые и тренируются и гоняются на одном и том же байке, даже не помышляя о тренировочном.
Можно, конечно, перед каждой гонкой менять трансмиссию и колеса, но на это уходит много времени и все свежепоставленное в любом случае нуждается в хотя бы минимальной проверке катанием.
Лично для меня тренировочный байкуже лет пять как норма жизни.

В наличии тренировочного байка я вижу следующие плюсы:
  • Гоночный байк всегда чист, настроен и готов к гонке.
  • Дорогостоящее гоночное оборудование используется исключительно по назначению. Если для вас тренировки на произведениях техноискусства типа кассеты Sram XX — норма, дальше можно не читать =)
  • Легкая гоночная резина не изнашивается и не колется на тренировках
  • В случае неисправности гоночного или тренировочного байка всегда есть байк на замену и тренировки не нужно пропускать.
  • Трансмиссия, отходившая сезон на гоночном байке переходит на тренировочный и живет там еще один летний и один зимний сезон
  • Тренировочный байк надежнее, из за использования на нем более тяжелого оборудования и на нем можно позволить себе эксперименты с прыжками, поиском новых траекторий и т.п.
  • Зимой и весной использование гоночного байка нецелесообразно.

Исходя из этого тренировочный байк должен отвечать следующим требованиям:
  • Полностью (или практически полностью) идентичная гоночному байку посадка. Особенно это касается положения седла относительно каретки. Тут нужно проявить особую педантичность и выставить все один в один. Желательно, чтобы на тренировочном и на гоночном байке стояли идентичные седла.
  • Аналогичные вилки. Не обязательно ставить на тренировочный байк SID XX Black Box WC с гоночного, но ход и поведение тренировочной вилки должны напоминать гоночную, чтобы двигательные рефлексы не страдали.
  • Аналогичное гоночному байку оборудование. Мне кажется что если уж на гоночном байке стоят тригеры, то и на тренировочном тоже должны стоять тригеры.
  • Надежные колеса. На тренировочном байке я использую полноценную бескамерную резину с герметиком. В данный момент я катаю на Maxxis CrossMark LUST 2.25 =) Вес, конечно, чувствуется, но зато на каменистых трейлах Кипра она вела себя просто великолепно. В привычной среде обитания я скорее всего вернусь к традиционному размеру в 2.1
  • Стальные звезды на системе. Они не изнашиваются, не кусают, не требуют внимания. Хотя тяжелые, да =)
  • Несколько цепей. Это важно. Несколько цепей на одну кассету должны начинать использоваться еще на гоночном байке, до перевода трансмиссии в разряд тренировочной. Лично я использую 3-4 цепи по кругу, меняя их по порядку через 300-500 км. Таким образом кассета живет намного дольше. Мой личный рекорд — сборы, два летних и один зимний сезон на одной кассете SRAM 991 и четырех цепях SRAM PC 991. Кассета была изношена, цепи растянуты, но все это работало как часы до момента замены на новое перед Кипром 2012.
  • Педали одинаковой системы везде. Это само собой.
  • Все остальное по вкусу.
Лично мой выбор основных компонентов для тренировочного байка выглядит следующим образом:
Рама. Merida HFS 2000 '2010 — отличная крепкая алюминиевая рама. Мне в ней нравится абсолютно все, жаль что в настоящее время Merida отошла от брутальных квадратных труб, мне они очень нравятся чисто эстетически.
Геометрия повторяет Merida FLX Carbon '09 на которой я гонялся пару сезонов и близка к нынешнему 0.nine.
Чтобы компенсировать разницу в угле подседельной трубы я использую штырь Truvativ Team Carbon с небольшим ситбеком.
Небольшая разница в углах подседельных была диагностирована отвесом от носа седла к каретке. Седло само собой было одно и то же =)
Если захочется чего-то нового, в сезон пересоберу тренировочный байк как раз на той Merida FLX Carbon '09 =)

Вилка. Rock Shox Reba WC BB '09 PushLock. Перешла в разряд тренировочной с прошлого гоночного байка. Отлично работает, легко обслуживается, есть манетка блокировки, белая, легкая. Очень ее люблю. Работа PushLock напоминает гоночные Xloc, где используется одна кнопка, а не две как на PopLock.
Зимой ее сменяет раритетная Marzocchi MX Comp '03. Не обслуживалась с момента покупки в 2004 году, я не знаю какого цвета масло там внутри. Большие воздушные камеры с низким рабочим давлением не дают жесткости вилки прыгать в зависимости о погоды. Таких больше не делают.

Колеса. Fulcrum Red Metal Zero 3. Достаточно крепкие UST колеса. Прямые спицы, легко обслуживаемые втулки. За деньги, которые они стоили на распродаже — отличный вариант.

Покрышки. Maxxis CrossMark LUST. По совокупности качеств я считаю их лучшей тренировочной резиной. В любых условиях можно найти покрышку которая будет работать лучше в данный момент, но если собрать все условия воедино победит CrossMark. Обычно я использую ширину 2.1, но сейчас экспериментирую с 2.25 =)) Это почти 650В по диаметру колеса! =) Тяжелые, но очень управляемые и хорошо катят. Если разогнать.
Несмотря на то, что UST стандарт позволяет использовать покрышки и колеса без герметика я всегда его использую. За все время использования такого сочетания, не было ни одного прокола.





В зимний период я ставлю более простые колеса и покрышки Schwalbe Ice Spiker Pro 2.35. Они позволяют полноценно тренироваться в любых зимних условиях.

Руль. Truvativ Team Noir LowRise 640мм. Легкий комфортный лоурайз. Похож по углам на FSA Merida Team, стоящий на гоночном 0.nine. Я перешел на лоурайзеры два сезона назад. Они очень хороши в гонках, когда постоянно работаешь в смешанном цикле, встаешь, садишься, постоянно переключаешься. Лоурайзер позволяет всегда держать пальцы на манетках, не тратя время на перехват рук и комфортно работать стоя.
На Big.Nine я поставлю флет и рожки для многодневок и марафонов. Так как найнер затачивается под длительные гонки возможность иногда сменить хват рук на руле будет полезной, да и каноны стиля нужно чтить.




Трансмиссия. Sram X.0. Еще девятискоростная. Очень надежная и невероятно четко работает в любых условиях. Манетки очень удобно настраиваются под руку. При регулярной смене цепей по кругу кассеты и цепи живут очень долго.
Исключением является система Shimano XT. Скоро протру ее насквозь и поменяю на выигранный Truvativ Stylo Noir.
Звезды — стальная штамповка 42-32-22. Кассета 11-34. Тройник нужен в горах, особенно в тренировочном режиме, когда в Турции или на Кипре минут по сорок лезешь в какой-нибудь нереальный уклон, а в ногах уже семь тренировочных дней. В привычной среде обитания 22-ой звездой почти не пользуюсь.

Седла. В этом году лично у меня с седлами будет небольшой эксперимент. На тренировочном байке и на найнере у меня будут стоять хорошо изученные Fizik Tundra 2, а на лайтовый Merida 0.nine Team-D я уже поставил новую реинкарнацию Selle Italia SLR XC Carbon в уникальной Merida Team расцветке. На старом SLR сидеть не мог вообще, но новая версия выглядит более комфортной, да и чисто кросс-кантрийное использование байка не предполагает долгого на нем сидения.

Педали. Look Quartz. Мне они нравятся за очень четкое и крепкое держание шипа как на шоссейных педалях. Нет этого стучащего микролюфта, от которых меня бросало в дрожь на Shimano SPD. Когда из последних сил ползешь в гору, стараешься крутить по кругу, а шип в педали двигается вверх-вниз на пару миллиметров.
Из минусов Look можно отметить менее четкое встегивание и врожденный люфт на внешнем игольчатом подшипнике, который не чувствуется ногой, не лечится, и не растет со временем.
Кстати, если у вас есть отдельно гоночная и тренировочная обувь разных производителей, обратите внимание на то, что выставление шипа и посадки должно проводится в гоночной обуви на гоночном, а в тренировочной обуви на тренировочном байке. Это может показаться, очевидным, но я считаю важным это отметить. Колодки у всех производителей разные, даже прорези для шипов находятся на разном расстоянии от носка. Про положение шипа тут уже писали, этому стоит уделить несколько минут вашего времени.

Троса/Рубашки. На тренировочном байке я стараюсь использовать системы с полностью закрытыми тросами типа Alligator i-Link или Sram/Gore. Они намного дольше живут.

Грипсы. ESI Chunky. Всегда.
 
UPD: Совсем забыл про тормоза! Это Avid Juicy Ultimate. Нестареющая сверхнадежная классика. Несмотря на то, что все гоночные байки уже давно на Avid Eixir XX у которых и рычаг пожестче и колодки легче меняются, «ультики» для меня всегда были своеобразным фетишем, продать рука не поднимается =)
UPD2: Подседельная сумочка. Это на шоссейнике можно эстетствовать и возить нехитрый маленький ремнабор в заднем кармане майки. На байке лучше использовать сумочку. Там постоянно прописана камера, убранная в мешочек, чтобы ее не повредили шестигранники. Собственно, шестигранники с выжимкой или выжимка отдельно, петух и замок для цепи. Если в сумочке есть дополнительный кармашек, туда полезно убрать 1000р. в полиэтиленовом пакетике.
Сумочка на мой взгляд должна быть достаточно компактной, не выходить назад за седло и крепиться исключительно на стропах, без всяких защелок. На тренировочном стоит Scicon, на марафоны есть суперлайтовый Deuter с отпоротой для легкости эмблемой.

Комментарии (41)

+1
Не совсем согласен с педалями…
Хотя когда докатаю мешок крэнков, может и поменяю мнение ;)
avatar

befaster_ru

+1
Ты подаренные Look себе поставил?))
avatar

ctepx

+1
Угумс… Но мнение еще не сформированно
avatar

befaster_ru

+4
А вы уже с Кипра вернулись или в одной комнате сидите переписыветесь? )))
avatar

Vados

+4
Давно вернулись, даже размялись слегка и байки новые обкатали ;) Просто новость еще не повесили, сорри :)
be-faster.ru/news/openseason12
avatar

ctepx

0
Да да)) Крэнки уж больно мрут, но пока тоже не охота менять)
avatar

Mars

+1
Ну на гоночных уже Луки надолго прописались…
А крэнки докатать и выкинуть(как и половина железа на трен байке)
avatar

befaster_ru

комментарий был удален
0
надеюсь мне пока хватит тренировочных колес
avatar

Val

+1
ну да, это тоже рабочий вариант =)
avatar

ctepx

0
а дабл-трипл роли не играет?
avatar

AleksandrOzarenkov

+1
А тренироваться то какая разница?
Я вот даже 1х9 делал зимой, т.к. в шкафу наткнулся на ДХ звезду 38Т…
avatar

befaster_ru

+1
на тренировочном, наверное, трипл, особенно если в горы ездить на сборы =)
хотя 26-34 везде должно хватать, если зачатки ноги есть!
avatar

ctepx

0
а не маловато 34 зуба? может 26-38?
avatar

GAAff

+1
я имел ввиду 34 сзади на кассете.
то есть 26 мелкая на дабле, 34 большая на кассете =)
avatar

ctepx

0
можно тренировочный байк еще на станке использовать.
avatar

Romirezz

+1
В продолжении темы потребуйте от Алексея пост про шоссейник и станок ;)
avatar

befaster_ru

0
«Навряд ли эта тема будет очень интересна для любителей спусковых дисциплин»…
Уже давно мечтаю приобрести кк или эндуро велосипед, впридачу к дх байку) Именно для того, чтобы активнее крутить, развивать легкие и ноги) Тоже получается тренировочный велосипед, где все, начиная с посадки, по-другому! Многие ли совмещают два таких байка, и каковы ваши ощущения, когда меняете одного коня на другого?
avatar

MaksimAlekseev

0
совмещают так многие. Адаптироваться, конечно, нужно, но это мелочи по сравнению с тем, что на более подходящем под плоское катание байке ты будешь намного больше кататься
avatar

Val

+1
Мне даже кажется что между такими байками проще переключаться чем между двумя кантрийными с различающейся посадкой. Плюс-минус сантиметр или даже половина в настройках седла и ноги офигевают =)
avatar

ctepx

+4
Ну да, а на дх байке после хардтейла всего-навсего не умеешь кататься
avatar

Val

+4
Ну да… такая говенькая трансмиссия на тренировочном… какой то «жалкий» срам х0, еще и «удивительно» чо он четко работает))
Имхо отличный тренировочный байк рабочий байк с компонентами выше среднего) когда начинал читать статью ожидал чего попроще увидеть…
Кстати чем грипсы такие хорошие? Без перчаток катаешься?

П.С. про тормоза намерено было забыто упоминание?
avatar

Knolly

+2
А я не говорил, что тренировочный байк должен быть говененьким. На нем должно быть приятно кататься. Тренировки должны доставлять удовольствие, это главное!
Про тормоза сорри, забыл! Добавил в тексте.
avatar

ctepx

+2
Гонки всегда в перчатках, тренировки изредка без. Прикол ESI в том что они очень хваткие, комфортные и в тоже время позволяют хорошо контролировать байк.
Долгое время катал на Ritchey WCS и думал что лучше ничего быть не может. Оказывается может =)
Помню что заинтерисовался этими грипсами после просмотра одной из веток МТБР.ком, посвященным байкам профиков с одного из этапов Кубка Мира. Там половина байков была с ESI. Тогда я их и заказал с какой-то оказией. Первый опыт был неудачен, версия ESI Racer Edge очень тонкая и у меня заболели пальцы, а вот ESI Chunky подошли идеально.
avatar

ctepx

+4
Лёш, а скажи, плз, как эта пенка, да ещё и без замков, ведёт себя в грязевых условиях?



Лично у меня после первого десятка км по жидким дрищам обычные грипсы начинают проворачиваться. Неопрен — мокрый и грязный — так вообще, ИМХО, за гранью добра и зла.





По этому поводу на обоих велосипедах давно прописались ODI Lock-On совместимые грипсы. Личная привязанность — относительно толстые и мягкие. Поэтому орбеевские на днях сменят Race Face Strafe

avatar

MikhailKovnatski

0
Какая пенка? Это силикон. Одевается он туго и намертво, когда высыхает вообще не проворачивается. По инструкции руль нужно обезжирить и одеть мокрые грипсы.
Для снятия, Юра Velodoctor просто опускает конец руля в банку с теплой водой минут на 10, тогда их можно относительно легко снять. Но лучше их не снимать, поставил и забыл. Современной оборудование позволяет снимать все с руля без снятия грипс. По крайней мере Sram XX и X.0 именно такой.

Чтобы неопреновые грипсы типа Ричи ВЦС не проворачивались их нужно сажать на спрей-лак для волос — все так делают.
avatar

ctepx

+6
Подскажу Юре простой способ снятия грипс:

Шприц с тонкой иглой втыкаешь, и вводишь воду под грипсу, снимается элементарно.
avatar

Vados

0
Ты думаешь Юра не знает его? =)) В принципе, погрузить руль во флягу с теплой водой на 10 минут проще чем это же время тыкать в грипсу иголкой =)

Кроме того ESI жалко тыкать иголкой, иголку ведь лучше втыкать под углом, гладкий вид грипсы от этого портится.
Приклеенные на лак Ричи ВЦС я снимал шприцом, но там нужно было сделать много инъекций =)
avatar

ctepx

0
Ну его дело, хорошо что знает, просто как вариант.
А от тыканья тонкой иглой, даже следа не останется.
avatar

Vados

0
в ЕСИ останется, 100% =) В Ричи не видно, они все пористые и черные =)
avatar

ctepx

0
руль снимаете чтоле?) или велик над флягой подвешиваете?)))
avatar

spec

0
кладем байк на бок, он на боку очень хорошо лежит =)
avatar

ctepx

0
А еще более надежный и простой способ для Юры и не только — это использование близстоящих манетки/тормозов. Точнее их хомутов. Достаточно просто их ослабить и надавить на злосчастную грипсу, тем самым она станет собираться в гармошку, ну и, соответственно, сползать с руля.
Работает 100%!
avatar

OlegPopov

0
с ESI это не проходит)) да и жалко карбоновые рули так ХХ-ом уродовать))
avatar

ctepx

0
Спасибо.

Посмотрел-погуглил — выглядит, как пена. Этот силикон реально снимает вибрации?
avatar

MikhailKovnatski

0
Он очень комфортен при том, что он очень хваток и дает отличный контроль над байком =) Просто попробуй и напиши.
avatar

ctepx

0
ОК. Спасибо.
avatar

MikhailKovnatski

0
Что бы не проворачивались некоторые люди, вроде Брендан Фейркло, стягивают проволокой на концах. Да и где то тут была статья об этом. Имхо по мне так Lizard Skins Peaty очень хорошие цепкие и в меру мягкие, у ODI плюс в том что они совсем не стираются, хотя очень жесткие.
avatar

Knolly

0
у ОДИ есть разные грипсы.
Вот например ОДИ делает для SDG — достаточно мягкие

avatar

Vados

+5
требую пост про шоссейник и станок!
avatar

Pafos

+4
Спасибо. Очень полезная, четкая и информативная статья.
avatar

doddi

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.