temazarodinu — Белые ночи русского севера.
Друзья, если не лень, зацените ещё немного писанины. Получилось больше о людях, чем о гонках, но вам будет что почитать и посмотреть. Собственно, под катом в том числе и отчёты о гонках «Тиманский кряж» и «Земляничка», прошедших в Ухте 6-7 июля 2013.
1. Вступление.
В Ухту их главному строителю трасс Андрею Харитонову приехать обещал уже давно. Все карты сошлись на 7 июля – никаких выездов я не планировал, да и у нас ничего в эти выходные не проводилось. Предварительно списавшись с Андреем и пожалев, что даты его гонки и нашего ХСЕ пересекаются, он принимает беспрецедентное по своей смелости решение – перенести гонку на неделю раньше. К такому отношению, что из-за какого-то непонятного кировского участника приходится переносить гонку, я, как минимум, не привык и был весьма удивлён, поэтому предложил Андрею не пороть горячку и согласовать данный момент с другими участниками. Однако он был непреклонен и при условии, что я 100% приеду, назначил гонку на 7 июля. Тут же мне написал Николай Королёв, проводящий свою гонку 6 июля, на которую участники приезжают только по приглашениям. Выхода нет – отмаз не ехать не осталось, а начальство в очередной раз закатило глаза на лоб, узнав, что мне нужно минимум 3 выходных.
2. Дорога.
После Merida Cup мысли о сборке велосипеда и тренировках на нём меня совершенно не возбуждали, поэтому так и пролежал велосипед готовым к поездке в сумке целую неделю. На неделе отделался лёгким шоссейником. Сборы перед дорогой заняли всего полчаса, и в 23-30 я уже расположил велосипед на третьей полке вагона, возраст которого в полтора раза больше моего. В направлении севера ехал впервые в жизни, от того очень необычным был вид города из окна поезда. Железная дорога представляла из себя довольно унылое зрелище: залитые слоем мазута шпалы, иногда деревянные; локомотивы исключительно дизельные, соответственно грязные, вонючие и убогие; пассажирских поездов практически нет, вместо них сплошные товарные составы, везущие выкачанную из недр севера нефть; станции, на которых одна платформа из асфальта, медленно, но верно превращающегося в песок, старенькие серые зданьица на станциях и полустаночках.
Поезд ни разу не фирменный, основные его пассажиры – простые мужики с пивными животами, едущими на вахту в Усинск, не интеллектуалы, но и не обделённые разумом товарищи, которые, безусловно, лучше всех в мире разбираются в политике, в управлении государством и в умении прожить жизнь. Дополнял весь этот антураж знакомый с детства аромат старых, пропитанных углём, вагонов, а также удобные верхние полки, на которых вытягивая полностью ноги, я не доставал до боковушек.
3. Город нефтяников и газовиков Ухта.
Ухта встретила взвесью нефтепродуктов и горящего леса в воздухе. Мне, болевшему до 10 лет хроническим бронхитом по 2-3 раза в год, подобные запахи крайне чувствительны и до сих пор не дают покоя. Андрей в свою новенькую машину закинул сумищу, забрали косилку для воскресной трассы, от души поужинали и двинули смотреть трассу предстоящей субботней гонки.
Дороги здесь практически идеальные.
Самое крутое — там до сих пор ездят «Икарусы».
Сразу почувствовал себя на дороге не очень комфортно, так как по правилам на велосипеде в Ухте ездить не принято. Город нефтяников и газовиков, не побоюсь этого слова, просто кишит велосипедистами. Соотношение пешеходов и велосипедистов примерно 60 на 40 в пользу пешеходов. Да, все двигаются как попало, переезжают по пешеходным переходам, зачем-то перед ними ускоряясь, но и автомобилисты не гоняют, как сумасшедшие, потому что негде. Приятно смотреть, что очень много ухтинцев вечером пятницы предпочитают прогулки на велосипеде бесцельному буханию. Окрестности города настолько разнообразные, что уезжая в разные стороны, попадаешь совершенно в разные природные условия в плане леса, почв и рельефа.
Дорога до трассы «Тиманского кряжа» уже была очень интересной, а сама трасса невольно напомнила мне прошлогоднюю трассу БРК. Оговорюсь, что в плане градиента и длины спусков и подъёмов Урал уверенно выигрывает, но умение держаться в седле на хороших, острых, сыпучих камнях, а также психологический момент от вида камней, можно прекрасно отрепетировать и здесь. Сравниваю я эти трассы потому, что земли здесь минимум и чтобы что-то интересное сделать, нужно тоже заниматься тяжёлой атлетикой, кроссфитом и упражнениями с камнями. Небольшие искусственно созданные перекаты, съезжалочки из камней очень приятны и доставляют удовольствие от их преодоления.
4. Просмотр круга. Очкосжимание и лузерские мысли.
С самого начала круга трасса делала небольшую петельку в районе старта-финиша с мини-съезжалкой среди груды камней, после чего уходила в так называемый каньон, где нужно было грамотно рулить и предоставлялась постоянная возможность каждый раз выбирать новые траектории.
После плоского подъёма и приятного соснового леса мы выехали по небольшому белому перешейку к какой-то будочке, после которой впереди себя на уровне глаз я видел только верхушки деревьев. Коля сказал, что мы подъехали к самой крутой фишке данной трассы. Посмотрев вниз, я пришёл в замешательство. С одной стороны, съехать здесь не проблема, я даже знаю как, с другой стороны, уклон слишком уж хороший, особенно вначале, где скорость просто мгновенно нарастает, после чего идут кочки, которые на скорости и на таком склоне могут обернуться печалькой. Колян нырнул на своём ДХ –байке и улетел за деревья. Решаюсь съехать и я, меня резко начинает нести вниз, под колёсами сыпучка такая, что велосипед практически не контролируется, нажимать на тормоза я не рискую, поэтому по-прежнему лечу, как мешок в яму, попадая на самые хорошие кочки. Меня мотает, болтает, одно место сжимает, глаза из орбит вылетают, а за ними и я за разметку. «Это просто пиззз…» — говорю я устроителю трассы, — «некантрийно, это перебор». Спуск я съехал без последствий, но наобум, чудом никуда не улетев. Посмотрев на него снизу, было ощущение, что уклон в самом его начале чуть ли не 90 градусов.
Друзья, я спустя долгое время вспомнил, что значит страх на спуске и что всё-таки на спусках периодически нужно тормозить, проверяя на прочность тормозную систему. Давно я не терзал себя мыслями, стоя перед спуском, а что же будет, если я ошибусь на нём, а может лучше его пробежать? Мне было тупо страшно. Пробежать его, к слову, было сложнее – можно было только вспомнить свои лыжные навыки и на параллельных ногах скатиться или ссыпаться вниз. Это просто какой-то треш! Эта сыпучая горочка заняла весь мой мозг как минимум на день вперёд. Для таких секций нужен как минимум обход.
Были и приятные скоростные сисечки.
Далее трасса приносила лишь драйвовые интересности, скоростные перекаты, техничные ковырялочки, а в конце был каменный спуск, который почему-то все боялись.
Мне он труда не доставил, хотя я поддался стадному инстинкту и тоже поочковал перед его проездом. Не проехать ещё круг я просто не имел права, но решиться съехать этот спуск второй раз я так и не смог, оставив его на разминку перед субботней гонкой. Вернувшись в уютную и большую квартиру Андрея, поужинали второй раз. Здесь я не могу не отметить потрясающие кулинарные способности его жены Татьяны – я никогда в жизни так вкусно и так много не ел, как в эти 2 с половиной дня.
5. Насекомые, будь они неладны.
Время спать, но за окном по-прежнему светло, хоть и на часах уже 12 ночи. Попытки уснуть закончились неудачей. Белые ночи – никуда не денешься. Уже в 4 часа встал Андрей, чтобы идти косить траву для воскресной гонки, разумеется, я вызвался ему помочь. Прибыв к месту, мы были атакованы зловещей сворой всяческих насекомых: комаров, мошек, мух, оводов. ААААА! Таких концентраций насекомых я не видел ни разу в жизни! А на этом фоне нам ещё предстояло собрать косилку по идиотской инструкции. Андрей очень мужественно переносил все тяготы и лишения этой работы, я же чуть не словил нервный срыв, ибо эти твари лезут куда не попадя.
Просто представьте, когда лёгкий туман слегка скрывает от ваших глаз деревья на расстоянии около 50 метров, вот такими же свойствами здесь обладают эти зловещие тучи мошкары. Нет, я всё же не смогу передать словами всю эпичность этого ада, но поверьте мне, в центральной России, по сравнению со здешними лесами, насекомых практически нет, по крайней мере, они очень сильно разрежены. Здесь же складывается ощущение, что если все насекомые возьмутся своими лапками за человека, то они смогут перенести его в другое место. Вызвавшись помочь, но на деле став лишь обузой, спрятался в машину и думал о смысле бытия, в том числе и этих долбанных мошек, которые падали замертво прямо на глазах. Зачем они тогда нужны, если через час своего никчёмного существования, они уже дохнут? Отвлёк меня от нерадужных мыслей Андрей, сказавший, что время пришло и нужно уже меня везти на гонку.
6. Андрей Харитонов.
Вообще, Андрей удивительный человек. Побывав на первом этапе Кубка Х-Киров в 2011 году, он ходил множество подъёмов пешком, тогда он сказал: «У нас по таким трассам не принято ездить». Его зацепило. Он решил, во что бы то ни стало сделать ХС трассу и у себя в Ухте. Причём он не стал оперировать лозунгами, обвинять в чём-то организаторов якобы кантрийных гонок, а просто взял лопату и пошёл копать. Взгляд пал на Земляничную гору, которая впоследствии стала местом проведения традиционной гонки под названием «Земляничка». Он в одиночку выкапывал на трассе контруклоны, выравнивал тропинки, копал нырки, причём не у всех его рвение вызвало понимание. Многие считали его убийцей велосипедистов, и что по таким трассам ездят только полностью наплевавшие на собственную жизнь отморозки. Кто-то даже, бывало, сравнивал с землёй какие-то фишки, с большим трудом возведённые Андреем, в силу своего неумения ездить и ограниченности мировоззрения. То, что Андрей потрясающий энтузиаст своего дела, говорит и то, что лето в Ухте только 2 месяца, 7 месяцев зима и 3 месяца осень. Разумеется, зимой приходит велосипедный голод, но и здесь он спасает велосипедистов, прокапывая среди сугробов траншеи и проводя каждую неделю по вечерам тренировочные заезды под названием «Dark Race». Разумеется, копает трассу он тоже один, а снега здесь выпадает, извините меня, как минимум по грудь. Самое потрясающее, что делает он это, не требуя ничего взамен, кроме вашего участия в его мероприятиях. Главной наградой за его труды будет ваше участие в соревнованиях, ваши тренировки на его трассах.
Просто так его старания пройти не могли, поэтому потихоньку у него появились помощники. И не только помощники, но и последователи, один из которых Николай Королёв, уже в течение месяца приводящий в порядок свою трассу.
7. «Тиманский кряж».
7.1. До гонки.
К нему, собственно, меня и повёз после плотного завтрака Пётр Зубехин, отметившийся на гонках в Кирове, директор магазина Экип-центр, такой же неравнодушный к стараниям ребят человек, всегда помогающий призами на гонки. На месте старта, правда, никого не оказалось, но потихоньку народ начал подтягиваться. Приехал Вася Некрасов – местный самородок, буквально за 2 сезона выстреливший из простого катальца в приличного гонца. С ним мы отправились на просмотр, и перед самым страшным спуском я вновь остановился. Вася же проехал его, как ни в чём не бывало. Страйкболисты, базирующиеся около этого спуска, лишь удивлённо восклицали: «Зырь чо щас будет! Они туда, прямо, б**, туда пуляют! Во сумасшедшие! Да на хрен мне ваш страйкбол, я нашёл себе зрелище!» От меня, впрочем, они нормального съезда не дождались, так как я решил зачем-то съехать с одной выстегнутой ногой, что мне удалось, и уже с середины спуска я нормально уехал. Ну всё, отпустило. Теперь я осознал, как ехать этот спуск. Воспользоваться решил олдскульной техникой съезжания крутых спусков, работающей для преодоления психологического момента всегда и везде – зад за седло, седло в живот и погнали. При этом я нашёл ту силу торможения, при которой можно было рулить и никуда не уносило в стороны. Всё огонь! Вася, берегись!
7.2. Гонка.
Старт был раздельным с периодичностью в минуту. Вася на правах хозяина стартовал первым, я вторым. В режиме гонки камушки уже не так дружественны и стремятся завалить тебя к себе в твёрдую постель.
До поры до времени сопротивляюсь, но в каньоне совершаю какую-то детскую ошибку, заваливаясь набок, закоцав ногу. Доехав до сыпучки, чувствую, что час-икс настал – либо я малодушно бегу этот спуск, проигрывая гонку, либо еду и не теряю шанс на победу. Разумеется, в режиме гонки первая мысль даже не проснулась, и я мчу вниз, грамотно зажав тормоза и уверенно проходя траектории. Это был такой моральный подъём, что сложно передать словами.
Всю остальную гонку прохожу, получая удовольствие от процесса езды, от камней, от ковырялок, от скорости. На втором круге на последнем спуске вместо того, чтобы пролететь спуск едва касаясь покрышками поверхности «земли», я зачем-то при заезде на него притормаживаю, меня сносит вправо, где лежат совсем уж неприятные булыжники. Мозгов хватило, чтобы не нажать на тормоза, поэтому меня просто сильно потрясло, ноги выстегнулись, и я какое-то время после спуска ехал промежностью на раме.
А ведь ещё главный эксперт в велосипедных делах в мире Елена Малышева говорила, что у меня плохая рама, я могу повредить яички. Не послушал я, надо было брать велосипед с косой рамой, а теперь вот пришла расплата.
Впрочем, довольно быстро меня отпустило и уже на третьем круге появилась спина Васи. Добрать его не составило труда и уже на финиш мы ушли вместе. На финише нас хотели отправить ещё на один круг, но мы жёстко сопротивлялись, хотя ещё парочку кругов в режиме гонки для повышения собственных возможностей я бы проехал.
7.3. Немного впечатлений.
Гонка являлась междусобойчиком, но тем не менее на будущее хотелось бы хоть как-нибудь обозначенный старт-финиш. А то старт от этих двух камушков и крики, куда ехать на финиш, немного не впечатлили. Зато подиум классный, тут не придраться, разве что пришлось побалансировать на камне, чтобы не завалиться.
Всего в гонке участвовало 7 человек, 5 из которых пробили колёса. Место проведения потрясающее как по красоте, так и по перспективе строительства трасс. Могу пожелать только не бросать это дело и держать трассу в порядке. Люди, готовые по ней тренироваться, обязательно найдутся и будут только благодарить за умение реализовать свои мысли в отличную трассу. В общем, от трассы я в восторге, с удовольствием бы ещё пару дней покатал по ней.
8. Просмотр «Землянички».
Вообще, в эти дни у меня ненадолго сбылась мечта идиота – есть, катать, спать. Позавтракал, съездил на гонку, погонял, пообедал, поспал, съездил в магазин к Пете, посмотрел на переборку Фокса на тротуаре, поужинал, покатал, ещё поужинал, поспал, утром на гонку. Просмотр воскресной трассы «Землянички» мне проводил простой и душевный человек Вася Некрасов. Вообще, поймал себя на мысли, что куда бы я ни приехал, мне встречаются именно такие душевные, готовые помочь люди, иногда их концентрация шкалит, например, в данной случае, что всегда оставляет от поездок приятные и добрые эмоции.
Трасса «Землянички» превзошла все мои ожидания. Ну что может сделать один человек из непролазного леса, глухой тайги, расположившейся на склоне? Да это просто не укладывается в голове! 5 километров просто обалденной трассы, изобилующей множеством скоростных поворотов, имеющей несколько контруклонов, подъёмов также с рулёжкой, имеющей множество корней, немного камней, интересный нырок, пару мест, где можно прыгнуть. Из 5 километров минимум 4 сделаны вручную одним человеком! За такое можно просто молча пожать руку до посинения, ведь как ещё выразить свои «респект и уважуху» Андрею, я не знаю. Воодушевившись пройденным кругом, я проехал ещё 2 и двинул к дому, где за интересными беседами с Татьяной ждали Андрея. Приятно наблюдать, когда в семье царит взаимопонимание – Татьяна всегда готова помочь своему мужу, выполняет за него довольно большую часть организационной работы, с одной стороны не очень сложной, но в то же время отбирающей немало времени, практически во всём его поддерживает, в случае чего всегда бежит на помощь, очень искренне и восторженно отзывается о нём. Не каждый может похвастаться такими отношениями.
9. «Земляничка».
9.1. До старта.
Приехав утром на старт, увидел не очень много народа, чему был удивлён.
Гонка на этой трассе, как я понял, проводится раз в году. Также удивило меня, что из Сыктывкара приехали всего 2 человека, хотя тут ехать 300 км по почти идеальной дороге и никаких пересечений гонок в календаре не было. Да и сами ухтинцы не очень порадовали явкой. Тем не менее, основные местные гонцы халявить не привыкли, поэтому не могли пропустить это мероприятие. Первыми стартовали дети, за ними группа «Лайт», состоящая из девушек, а уже после них основной заезд, на который собралось порядка 20 человек.
На своём шлеме обнаружил пассажира.
А чтобы не быть голословным по поводу количества и качества насекомых, накануне мне в вынос врезалась какая-то муха и там и померла, пришлось покатать её.
А работе фотографа в этот день никто бы не позавидовал — кому-то пришлось облачиться едва и не в костюм химзащиты.
9.2. Гонка.
Со старта вперёд сразу срывается Богдан Синайский, учащийся в Питере, соответственно, посещающий тамошние гонки. За ним еду я, сзади Вася. Тройка лидеров определилась и сделала отрыв с самого начала.
Богдан крутит очень хорошо, уверенно, Вася пыхтит в спину, чувствуется, что работает на стартовом адреналине. Я же сосредоточился на понимании того, как проходит некоторые участки Богдан, ведь это мне могло очень хорошо помочь на последующих кругах.
В подъёмы натягивает не очень сильно, на спусках едет немного медленнее, технические участки проходит осторожно, всё понятно, план атаки потихоньку зреет. Не знал только, как ведёт себя Вася на родной-то трассе. Уже где-то ближе к середине круга решаю выйти вперёд, ребята за мной сидят, я же после техничных участков сходу раскручиваю на подъём либо мигом набираю темп. Иду очень рваным темпом, но это даёт свои плоды. На одном участке чувствую, что образовался зазор, в дальнейшем уже не чувствую дыхания сзади. Ушёл. Первый круг сосредоточен на увеличении отрыва, чтобы сделать комфортный задел и идти гонку своим темпом. Мешает мне один простой поворот с буграми, в который я пошёл на очень уж большой скорости, переднее колесо сносит, я выравниваю, но тут же уносит заднее, которое долбанулось несколько раз в кочки, в результате чего в кусты летит фляга. Без неё никак, поэтому торможу, останавливаюсь, ищу флягу, забираю, сажусь, раскручиваю. Правда, не дождался я дыхания сзади, чему удивился. На последнем подъёме увидел Васю, проигрывал он мне примерно 20 секунд.
На повороте на следующий круг всех ждала вот такая картина.
На втором круге я поддерживал темп дальше, ушёл в какие-то свои мысли, думал о своём, наслаждался трассой.
Приятный нырок.
Там уже подумал, что отрыв стал ещё больше и на последующих кругах я буду его только увеличивать, тем более круг прошёл без ошибок. Проходя последний подъём, я увидел, что внизу из травы плавно выходит какой-то шлем, а уже под шлемом увидел, что ко мне приближается Вася! Ёк-макарёк! Не веря своим глазам, ещё раз посмотрел и убедился, что всё правильно, он приблизился ко мне на втором круге. Этого я не ожидал, из-за чего просто не имел права не поднять темп. Пускать его к себе было делом опасным.
Вася прибавил, очень мощно прибавил по сравнению с прошлым годом, вдобавок дома и лес с насекомыми помогают, поэтому в дальнейшем уже мне пришлось несладко. Андрей разрекламировал меня, как сильного гонщика из Кирова, а на деле получалось, что я нисколько не сильнее гонщика из Ухты. Ну нееет, нельзя падать в глазах зрителей. Темп невольно возрос, руки на спусках лишь слегка касались тормозных ручек, ноги на подъёмах пускались в максимальный пляс.
На круге в трёх местах подавали воду и непременно говорили, что Вася рядом. Как вы понимаете, легче мне от этих слов не становилось. Чуть-чуть легче мне стало только на последнем подъёме, где обернувшись, кроме тучи оводов и зелёного леса, я ничего не увидел. Отрыв задан, осталось круг потерпеть и всё, можно спокойно принимать поздравления на финише. После поворота в районе старта-финиша на 4 круг увидел главного в этот день соперника, заценил отрыв и предложил ему заценить мой темп прохождения дистанции, нарочно встав на педали и раскрутив на хорошей передаче. Вася оказался впечатлён, поэтому на последнем круге проиграл мне немало времени. Последний круг я прошёл в своё удовольствие, а после него ещё кружок закатился с ребятами.
10. Отъезд
Эх, была б моя воля, потусил бы ещё здесь пару дней, очень уж хотелось отдохнуть от гонок, выездов, работы. Казалось бы, отдохнуть от выездов на выезде – что за бред? Но мне действительно было уютно, приятно находиться в этом небольшом и таком разнообразном городке. Хорошие люди никак не могли наполнить мою частенько пустующую чашу общения с хорошими людьми, поэтому я жадно хватал минуты общения с ними. Лишь мысли о скорейшем отъезде немного портили идиллию от пребывания здесь. Наградившись, получив актуальные для велосипедистов призы, за что просто дико плюсую организаторам, помчал к Андрею собирать свой байк. Попрощавшись с этими замечательными людьми, мы уехали с не менее душевными Виктором Золотарёвым и Женей Гилевым в Сыктывкар, где Женя довёз меня до автовокзала и двинул домой – ему было ой как несладко, как и Виктору. Оба они травмировались на трассе и до трассы «Тиманского кряжа», но не ныли, а между прочим, участвовали в обеих гонках. Автобус оказался китайским хламом, хоть и большим и белым, вонючим изнутри дешёвой китайской пластмассой и смерть каким неудобным – колени упирались в сидения даже в промежутках между этими сидениями. Вообще не поспав, дома в 6-30 утра отрубился, а проснулся только от звонка начальника, не слышав ни одного из трёх будильников и опоздав на 40 минут на работу.
Спасибо за внимание, за гонки, за старания! Надеюсь, было интересно. Если нет, пишите, что не понравилось, буду учитывать.
-
добавить в избранное
- +31
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (16)
И пожалуйста уберите текст под кат. Я пока промотал, устал аж:)
GeorgiyPtichnikov
temazarodinu
khannn
diablo
temazarodinu
и главное как неожиданно увидеть разруху в Ухте...
diablo
Vasil
allan44
bogdansin
allan44
bogdansin
kominet
bogdansin
PashtetOd
temazarodinu
DenisPonomariov