100sporta — Обзор Specialized Epic FSR Comp 29"
— Эй, Брейн, чем мы будем заниматься сегодня вечером?
— Тем же, чем и всегда, Пинки. Попробуем завоевать мир!
(Мультсериал Стивена Спилберга «Пинки и Брейн»)
Часть первая. «Эпическая сила» в концепции и компонентах
Прежде чем рассказать об алюминиевом полноподвесном Specialized Epic FSR Comp 29", будет полезно вспомнить любопытную информацию, которую мы услышали еще в начале этого года, когда встречались с Антоном Кругловым — представителем Specialized Bicycle Components, Inc. (SBCU Professor & Retail Russia).
Вначале – небольшая экскурсия в историю «эпиков».
FSR – это тип амортизационной подвески. Она была взята на вооружение в 1993 году, когда Specialized купил патент у Фокса. Разумеется, впоследствии система неоднократно перерабатывалась и усовершенствовалась.
Собственно «Эпик» с амортизатором появился в 2002 году – была реализована идея создания кросскантрийного велосипеда с автоматической задней подвеской. Говорят, первотолчком послужила классическая велогонка «Париж-Рубе» («Paris–Roubaix»), третья из старейших мировых велогонок. Она отличалась тем, что на ее маршруте изначально не было нормального асфальта, она проводилась по булыжным мостовым, недаром одно из ее неофициальных названий – «Северный ад». (Сегодня эта традиция сохраняется искусственно: на трассе имеются 26 участков брусчатки, протяженностью порядка 50 км, которую готовят волонтеры, а победитель получает в качестве призового сувенира булыжник с трассы!). Такие условия стали серьезным вызовом для велоконструкторов. Гонку Париж-Рубэ» пытались катать на маунтинбайках, на велосипедах с толстой резиной, с различными вариантами амортизаторов. Как один из таких вариантов для участия в гонке «Париж-Рубе» и был создан «Эпик».
Велосипеды концепции ЭПИК стали победителями во всех возможных мировых сериях. Так, на ЭПИКах неоднократно выигран кубок мира, чемпионат мира, в 2012 году ЭПИК покорил олимпийские высоты.
В широком аспекте ЭПИК – одна из старейших «спешовский» концепций – в ее истории были и «Алле Эпик» и «Стампджампер Эпик».
Теория
Как известно, в каждой парадигме моделей имеются несколько уровней – с начального до высшего. У Specialized это, соответственно, comp, expert, pro и s-works.
S-works – это велосипеды, готовые к участию в гонках самого высокого уровня. То есть, спортсмен, заказав для себя в магазине такой велосипед, может выходить на нем на гонку, ничего в нем не меняя. Если мы посмотрим комплектацию велосипедов, на которых гоняются на мировых кубках, она будет ровно такая же.
Линия s-works именно для этого была изначально придумана и создана, для этого продолжает выпускаться. Но это совсем не значит, что велосипеды этой линии предназначены исключительно для спортсменов. Большая часть их раскупается теми, у кого есть деньги для себя любимого в достаточном количестве (во всяком случае – в развитых странах!) Человек покупает велосипед, зная, что именно на таком был выигран кубок мира или какая-нибудь другая престижная гонка.
Постоянно возникает вопрос, действительно ли s-works едут лучше, чем топовые модели pro, которые выглядят почти также, и комплектация их отличается очень слабо? Многие райдеры, которым довелось тестировать и сравнивать велосипеды s-works с другими (от любителей до профессиональных гонщиков заводской команды Specialized) уверенно говорят – да, разница ощутимая. Это достигается за счет внимания к производству. Например, если обычная карбоновая рама занимает в производстве 6 человеко-часов, то рама линии s-works — 20. Потому что в последнем случае используется более качественный подход, более тонкие и трудоемкие технологии. Это позволяет добиться выигрыша в весе и надежности. Усовершенствования в техпроцессе, как и в конструкции, происходят каждый год.
Основные изменения в «Эпике» в этом году коснулись верхнего подкоса у подседельной трубы, а также были геометрически еще больше укорочены перья.
В новой версии S-works World Cup угол наклона рулевой трубы стал более крутым и в результате велосипед получился более вертким. Кроме того, у него уменьшились хода амортизаторов – как переднего, так и заднего. Уменьшение ходов было сделано специально, по просьбе спортсменов, гоняющих на этих моделях. Этих ходов вполне достаточно для прохождения неровностей и сохранения контроля над машиной, но излишняя раскачка устраняется (чуть позже мы к этому вернемся).
Напоследок стоит напомнить, что отличительная особенность геометрии рам Specialized – короткие задние перья (448 мм). Благодаря этому сохраняется не только жесткость и верткость рамы, но и просторный кокпит, в котором комфортно райдеру. Ему не нужно ставить более длинный вынос для скоростной езды и катать, нависая над передним колесом, потому что и с коротким выносом он сохраняет нужную посадку и правильную центровку. При этом центр тяжести можно перемещать в широких пределах.
Практика
Найнер Specialized Epic FSR Comp 29" – алюминиевая «эпическая» версия уровня comp, унаследовавшая ряд славных черт от своего топового собрата.
Несмотря на то, что позиционируется он как кросс-кантрийный велосипед, опытные райдеры на нем могут катать и фрирайд (придется только чуть больше привставать!) Цена его – в пределах 140 тыс. руб., и это предполагает серьезный настрой его будущего владельца и готовность байка к достаточно большим нагрузкам.
Самое главное устройство, отличающее Specialized Epic FSR Comp 29" – это, конечно, четырехрычажная подвеска FSR,
продукт совместной разработки Specialized и Fox,
снабженная функцией AUTOSAG, которая позволяет быстро и просто отрегулировать амортизатор.
Подвеска FSR – параллелограмм из четырех рычагов, который дополняется особым амортизатором с автоматическим блоком Flow Control Mini Brain, что можно перевести примерно как «мини-мозг, контролирующий поток». Здесь установлен патрон, где располагается инерционный клапан Brain Fade. Он направлен в точку контакта заднего колеса с препятствием. Как только заднее колесо наезжает на препятствие и получает удар, клапан смещается и открывает путь для перепускания масла. Для отведения масла имеется трубка, по которой масло поступает в расширительную камеру. Нормальное рабочее положение при езде по ровной местности — закрытое, амортизатор заблокирован. Кстати, полной блокировки сейчас нет, хотя ранее она и была на старших моделях эпиков, но теперь от нее отказались.
Для регулировки (ослабления — усиления) предусмотрено регулирующее колесико голубого цвета, которое позволяет выбрать более комфортный режим работы амортизатора. Велосипед нагружается весом райдера, после чего и производится регулировка.
Разумеется, для настройки и регулировки мы обращаемся к мастерам сервисного центра магазина.
Веломеханики, производя стандартную процедуру подготовки велосипеда к эксплуатации, посвящают нас в тонкости работы «умного амортизатора». Сначала закачивается необходимое давление через специальный сосок
а затем тот, кто будет катать, усаживается в седло – и лишний воздух стравливается при помощи клапана на корпусе цилиндра
Пока велосипед едет по ровной дороге, амортизатор заблокирован, как только любая неровность (будь то яма или кочка) «ударяет» по колесу, срабатывает инерционный клапан и амортизатор приходит в действие – до выезда на ровную поверхность.
Регулировать его чувствительность может сам райдер при помощи колесика на корпусе брейна.
В завершение предстартовой подготовки подкачиваем вилку – для нее и амортизаторов, кстати, необходим специальный насос высокого давления.
Мнения
В Сети, как водится, высказывания по поводу двухподвесов с брейном самые разноречивые. Разумеется, планируя приобрести велосипед за такие деньги, народ хочет знать, стоит ли игра свеч.
Для тех, кому лень шарить по профильным сайтам, перескажем основные мысли вкратце.
Спецификация
Рама из спешовского «спецсплава» М 5 с гоночной геометрией, специально «скроена» под 29-дюймовый формат. Достаточно просторная, внутри помещаются две бутыли в подбутыльниках и специальная корзинка-контейнер для инструмента, которая крепится на третье гнездо нижней трубы. Все это предусмотрено технологией SWAT, обеспечивающей велосипед водой, инструментом и прочими необходимыми комплектующими. На фото – место на нижней раме, где по замыслу конструкторов это все должно размещаться.
По идее, в крышке якоря должна располагаться выжимка для цепи. По крайней мере, так обстоит дело у S-works. В нашей крышке такой фишки не нашлось – видимо, «по чину не положено». Кстати, решетчатая крышка у всех вызывает вопросы: зачем было делать крышку этого ответственного узла такой, что она будет пропускать внутрь атмосферную и всякую другую влагу? Убедительного ответа не нашлось – разве что для облегчения веса. В общем, как гласит девиз инженеров компании из Морган Хилл: «Инновации или смерть!»
Корзинки – контейнера для инструментов в штатном исполнении в нашем распоряжении не оказалось, а в раму помещалась либо самая узкая из дейтеровских инструментальных сумок, либо большая фляга.
Впрочем, проявив смекалку, можно было бы приколхозить к гнездам для подбутыльников еще и насос на держателе.
29-дюймовая вилка Rock Shox Reba RL 29 с ходом 100 мм и воздушной пружиной Solo Air оборудована блокировкой и ручкой настройки отскока-сжатия. Блокировку надо переключать непосредственно на короне, дистанционный поплок с выносом на руль на этой модели не предусмотрен (хотя почему было бы и не предусмотреть, как на тех же «кубах»?)
Руль Specialized XC flat, 680-мм ширины, довольно удобный и эргономичный, несет на себе приятные на ощупь грипсы Specialized Sip Grip, в мелкую «сеточку» с наложенной на нее крупной «клеткой» – такой рисунок (half-waffle aramid-infused) обеспечивает надежный хват и противоскольжение. Грипсы зафиксированы симпатичными белыми затяжками lock-on.
Тормозные рычаги Magura MTS и манетки SRAM X7, эффективны и легки в работе Однако манетки, на наш взгляд, уступают кубовским, установленным на гораздо более дешевых моделях.
В отличие от двухходовых триггерных манеток Shimano SLX SL-M670, которыми оборудован тот же CUBE LTD PRO, спешовские SRAM X7 работают только под большой палец, «от себя», и это не всегда удобно.
Тормоза Custom Magura MTS – одна из самых приятных и удобных гидравлических систем, с которыми приходилось сталкиваться. Не важно, сколько пальцев у тебя на тормозном рычаге – ты всегда оттормозишься точно, мягко и эффективно, на любом спуске, с любым комплексом препятствий – от щебеночной сыпухи до корней, каменных плит и ступенек. Надо — будешь стоять под самым рискованным углом, надо – будешь спускаться под самым крутым градусом.
Отличительная особенность спешовских тормозов – диаметр переднего ротора не везде одинаков. Если на ряде популярных моделей других брендов стали повсеместно устанавливать спереди 180-мм роторы, то на Specialized Epic FSR Comp 29" это зависит от размера рамы. Для более легких райдеров, катающих на размере S/M, это будет 160 мм, для тех, кому подходит L/XL – 180 мм. Сзади «по умолчанию» стоит 160-мм ротор.
20-скоростная трансмиссия «заточена, разумеется, прежде всего под горный трэйл, однако система Custom SRAM S-1250 с ведущими звездами 38 и 24 зуба соответственно позволяет не только уверенно выгребать на подъемах, но и выбирать весь необходимый диапазон скоростей на нормальных дорогах (в чем мы имели возможность убедиться на загородных трассах). Задний переключатель SRAM X9 Type 2 мягко и уверенно перекидывает цепь в любых режимах, не исключая форсированных нагрузок при «переключении с места».
Седло Body Geometry Phenom Comp в комментариях особо не нуждается. Спешовские седла пользуются заслуженной любовью большого числа райдеров. Представитель одного известного бренда по секрету рассказывал нам, что капитан «фирменной» команды может катать только на седлах Body Geometry, из-за чего приходится затирать «компрометирующие» надписи на них. Положа руку на сердце признаемся, что и нам приходится иногда прибегать к похожим ухищрениям! Сердцу, как говорится, не прикажешь. Как и всем остальным местам тоже.
Под седлом обнаруживается еще одна инновация – одноболтовое крепление к подседельному штырю. Подседел завершается клювообразным кронштейном с серповидным пазом, в котором перемещается узел крепления с фиксирующим болтом. «Прелестно, прелестно, простенько и со вкусом» ©. Изменение положения седла достигается несколькими движениями ключа.
Что касается резины, то тут у нашей модели имеется факт «прямого наследования» от топового собрата – самая популярная покрышка линейки Specialized S-Works Fast Trak Tire стандарта 2 bliss, в которой подразумевается использование герметика. Вместе с тем, благодаря широкому борту, обода покрышки не рискуют слететь при критических нагрузках на поворотах. Легкость гоночного варианта S-Works обеспечивается за счет уменьшения массы резины. Надо отметить, что на Specialized Epic FSR Comp 29" установлены разные покрышки. Specialized Fast Trak Control на заднем колесе и S-Works Fast Trak Tire – на переднем.
Часть вторая. Полевые испытания: парк, трасса и проселки
Джунгли в каменных джунглях. На первом – парковом – этапе теста нам составил компанию ростовский райдер-любитель Олег, 1979 года рождения. Он работает в сфере логистики, воспитывает двоих детей, а в свободное время увлекается ездой на обоих видах байков – мотоцикле и велосипеде. Поскольку он недавно приобрел мотоцикл «Хонда», велосипед пока что – «из старых запасов». При этом на велосипеде катает чаще, да и подходящая компания из велосипедистов собирается как-то быстрее и веселее. Сфера катания – город (на работу — с работы) и загород: поля, грунты, пруды, озера.
Однако дожди в этом июне в Ростове перепадают с завидной регулярностью, поэтому грунты пока отпадают. Но не отменять же покатушку? И зачем – у нас ведь под боком один из самых «дремучих» городских парков, плавно переходящий в запущенную рощу – парк Авиаторов. Здесь достаточно асфальтовых дорожек, ступенек, спусков и подъемов, а также всяких других интересностей. Решаем катать в парке!
Велосипед у Олега уже третий по счету, однако по уровню «цена-качество», конечно, ни один из них не подбирается к нашему тестируемому и близко. Первый в его жизни двухподвес – ашанбайк «Атлант» был куплен исключительно по соображениям бюджетности. «Предмет, похожий на велосипед», приобретенный в марте, «умер» уже в мае – рассыпалось буквально все. Ему на смену пришел двухподвес KHS FXT Trail – он через пару месяцев перешел к жене, потому что на распродаже был куплен Trek 4300, на котором он катает вот уже почти семь лет. Что интересно отметить – за исключением одной покрышки на велосипеде стоит все стоковое, несмотря на активную эксплуатацию практически круглый год.
Разумеется, попробовать велосипед предтопового уровня Олегу очень интересно, он отставляет своего верного коня в сторонку и начинает первый тестовый спуск на Specialized Epic FSR Comp 29" по длинной лестнице мемориала.
Спуск получается с каждым разом все интереснее, Олег пробует нового коня в разных режимах, выражаясь языком жокеев, занимается объездкой, изучает его нрав.
Освоившись, пробует уже не спуститься, а подняться по лестнице.
Это получается не сразу, но потом дело налаживается. «Я такого на своем еще не пробовал – признается Олег, – Вот что значит найнер!»
Освоившись со спусками и подъемами, Олег пробует байк «на прыгучесть» сначала на месте
… а затем – на ступеньках, как в прямом, так и в обратном направлениях
Напоследок мы около часа гоняем по влажным дорожкам парка, где наряду с нормальным встречается и вполне себе убитый асфальт, и тут работа системы FSR ощущается в полной мере.
Олег также пробует движение по мокрому металлическому мостику и убеждается, что резина Fast Trak держит нормально даже на таком проблемном покрытии.
Одним словом, парковую часть мы откатали с полной самоотдачей и даже слегка запачкались
Напоследок прошу Олега поделиться впечатлениями.
– Главное ощущение – исключительная легкость и неожиданная для найнера поворотливость, маневренность. Ступени, лестницы, легкое бездорожье ему вообще нипочем. Очень приятен в управлении как на асфальте, так и вне его. Но самое сильно впечатление оставляет амортизация. Не говоря о том, что задняя подвеска отрабатывает любое препятствие без проблем, очень интересные ощущения от брейна.
Разгоняешься как на хардтейле, нажимаешь на педаль и чувствуешь упор, но как только заднее колесо касается любой неровности – от ямки до кочки, лестницы или бордюра – подвеска тут же откликается и гасит удар. Причем, проседает не до стука, а точно на нужный ход. Отдельная похвала тормозам – мне довелось попробовать несколько моделей, на многих гидравлика пережимает, в результате при таком спуске по лестнице или по крутому склону есть риск перевернуться. На этих тормозах можно спокойно спускаться под самым рискованным углом, что для горного велосипеда очень важно.
Конечно, после бюджетного байка – небо и земля. Мне теперь кажется, что мой старый конь совсем не катит, так что будем думать о будущем...
И в завершение парковой части теста – небольшая визуализация (в первоначальном смысле этого слова). По рекомендации одного сетевого автора, перед началом покатушки мы установили индикаторные резинки хода на штоках амортизаторов (как переднего так и заднего) в исходное положение.
При срабатывании они смещались, показывая величину хода. Вот такое положение эти индикаторы заняли в конце наших покатушек и попрыгушек этого дня.
Вывод, думается, ясен: хода обоих амортизаторов вполне достаточно для умеренно-активной эксплуатации даже при условии, что хочется немного пошалить на лестницах и спусках.
Дачный трейл – осмысленный, но беспощадный
Итоговым комплексом испытаний стала небольшая 50-километровая поездка, маршрут которой пролегал по городу, загородным трассам, проселочным и дачным дорогам. Учитывая, что такой комфортабельный и надежный велосипед обязательно захочется использовать в походах выходного дня, подобный выбор представился вполне оправданным.
Разумеется, для выполнения поставленных задач багажная сфера байка должна быть расширена. Предвидя возражения сторонников «чистого искусства» («такому велосипеду багажник – все равно что племенному скакуну хомут и оглобли») возразим: почему вашингтонской полиции можно, а нам нельзя?
Вдохновило то, что подседел у нас алюминиевый, а значит необходимый запас прочности в наличии. Давняя мечта опробовать консольный багажник на двухподвесе осуществилась. Правда, как выяснилось после пробной установки, его нужно ставить максимально высоко, потому что в противном случае заднее колесо в верхней точке хода обязательно зацепит за несущую трубу. Не могли мы отказать себе и в нарульной сумке, где помещалась фотоаппаратура и аптечка. Инструментальную сумку с насосом, ремнабором и инструментом пришлось приколхозить на боковое «ухо» багажника, а в рамный треугольник вставилась большая фляга. В принципе, туда же можно было поместить еще одну небольшую бутылку с подбутыльником. В окончательном варианте Specialized Epic FSR Comp 29" в походной комплектности выглядел так
(Покорнейше просим почтенную публику не волноваться – это только выглядит страшно, на самом деле вес всего комплекта не превысил и 4 кг).
Двигаясь по городу, блокируем передний амортизатор, а задний, благодаря «тормозному мозгу» (брейну) на ровной дороге и так заблокирован в дежурном режиме. Приемистость и накат у нашего «Эпика» такие, что если бы не велокомпьютер, можно было бы подумать, что мы мчимся со скоростью шоссейника, легко встраиваясь в городские транспортные потоки. Но электронный спидометр бесстрастно фиксирует среднюю скорость – 18-19 км/час, максимальную (на спусках) – до 50 км/час.
Приятные сюрпризы в городе: выбитый асфальт, рельсы и «лежачие полицейские» проезжаются в седле, не отрывая седалищные бугры от его поверхности. Подвеска на все виды препятствий реагирует исправно и однозначно: легкий щелчок и практически неощутимый толчок. Со временем втягиваешься в увлекательную игру, пытаясь «подловить» автоматику на незамеченном нежданчике. Но это игра в одни ворота – ты можешь не заметить какой-нибудь дорожный «сюрприз», а FSR замечает и реагирует всегда.
Ладно, еще не вечер – впереди около 5 километров грейдера, известного в окрестных дачных товариществах как Белая дорога. Поскольку подсыпают и подтрамбовывают ее только в годы больших юбилеев и выборов, а эксплуатируют всегда, езда по ней – увлекательнейшее занятие. Особенно на ригиде, да еще и в переменчивую погоду, как этим летом.
Выясняется, что у кого-то в этом году хватило средств чтобы подсыпать на улучшенное покрытие Белой дороги гравия, и наш тест становится все интереснее. Однако возникает ощущение, что Specialized Epic FSR Comp 29" попал в родную стихию: скорость набирается уверенно, камни, выбоины и колеи гасятся вилкой и задней подвеской настолько, что кажется, будто едешь по хорошо утоптанной грунтовой тропинке. Едва начинается слабый уклон, как скорость возрастает до 20-22 км/час, при этом на вибрацию почти не обращаешь внимания. «Я буду долго гнать велосипед» даже по этой костотряске, если у меня ТАКОЙ велосипед!
Без проблем мы справляемся и с внутрипоселковыми дачными дорогами, которые местами напоминают тракторные колеи на лесовозных просеках Северного Кавказа; при этом ощущение, что едешь на хорошо подрессоренном джипе, только с открытым кузовом.
Назад возвращаемся уже в сумерках и, поскольку велосвет легкомысленно забыт на домашнем «хозяйственном» велосипеде, приходится быть все время настороже. И тут частенько выручает полноподвесный характер нашей «умной» амортизации, которая отрабатывает незамеченные в темноте дорожные изъяны, порой весьма серьезные, причем, без нашего участия.
ИТОГ
Specialized Epic FSR Comp 29" – двухподвес нового поколения, который относится к современной, дорогой, легкой и надежной технике. Он предназначен для широкого круга использования – как на дорогах с хорошим покрытием, так и на плохих, вплоть до лесных и горных троп, а также легкого бездорожья. Он одинаково хорошо едет и вверх, и вниз, для чего служит удачно подобранная трансмиссия, причем ее 20 скоростей вполне хватает для решения широкого круга задач: от ежедневных городских и пригородных поездок до походов и соревнований среднего и повышенного уровня сложности. Надежно и точно работает тормозная система, размер тормозных роторов которой подбирается с учетом ростовки велосипеда (то есть – физических данных байкера).
Используемая в конструкции «интеллектуальная» амортизационная система не только обеспечивает комфорт и безопасность движения по любым дорогам, но и позволяет байкеру не отвлекаться и направлять все силы на достижение нужного результата.
Уровень примененных в этой модели технических решений и качество оборудования этим задачам вполне соответствует. (Кстати, обратите внимание на итоговое положение индикаторных резинок на поршнях амортизаторов на заключительном снимке – это после всех наших не экстремальных, но достаточно интенсивных испытаний. Как видите, ходов вполне хватило, даже еще и запас остался! А езда при этом была вполне комфортной – с хардтейлом не сравнить!).
— Тем же, чем и всегда, Пинки. Попробуем завоевать мир!
(Мультсериал Стивена Спилберга «Пинки и Брейн»)
Часть первая. «Эпическая сила» в концепции и компонентах
Прежде чем рассказать об алюминиевом полноподвесном Specialized Epic FSR Comp 29", будет полезно вспомнить любопытную информацию, которую мы услышали еще в начале этого года, когда встречались с Антоном Кругловым — представителем Specialized Bicycle Components, Inc. (SBCU Professor & Retail Russia).
Вначале – небольшая экскурсия в историю «эпиков».
FSR – это тип амортизационной подвески. Она была взята на вооружение в 1993 году, когда Specialized купил патент у Фокса. Разумеется, впоследствии система неоднократно перерабатывалась и усовершенствовалась.
Собственно «Эпик» с амортизатором появился в 2002 году – была реализована идея создания кросскантрийного велосипеда с автоматической задней подвеской. Говорят, первотолчком послужила классическая велогонка «Париж-Рубе» («Paris–Roubaix»), третья из старейших мировых велогонок. Она отличалась тем, что на ее маршруте изначально не было нормального асфальта, она проводилась по булыжным мостовым, недаром одно из ее неофициальных названий – «Северный ад». (Сегодня эта традиция сохраняется искусственно: на трассе имеются 26 участков брусчатки, протяженностью порядка 50 км, которую готовят волонтеры, а победитель получает в качестве призового сувенира булыжник с трассы!). Такие условия стали серьезным вызовом для велоконструкторов. Гонку Париж-Рубэ» пытались катать на маунтинбайках, на велосипедах с толстой резиной, с различными вариантами амортизаторов. Как один из таких вариантов для участия в гонке «Париж-Рубе» и был создан «Эпик».
Велосипеды концепции ЭПИК стали победителями во всех возможных мировых сериях. Так, на ЭПИКах неоднократно выигран кубок мира, чемпионат мира, в 2012 году ЭПИК покорил олимпийские высоты.
В широком аспекте ЭПИК – одна из старейших «спешовский» концепций – в ее истории были и «Алле Эпик» и «Стампджампер Эпик».
Теория
Как известно, в каждой парадигме моделей имеются несколько уровней – с начального до высшего. У Specialized это, соответственно, comp, expert, pro и s-works.
S-works – это велосипеды, готовые к участию в гонках самого высокого уровня. То есть, спортсмен, заказав для себя в магазине такой велосипед, может выходить на нем на гонку, ничего в нем не меняя. Если мы посмотрим комплектацию велосипедов, на которых гоняются на мировых кубках, она будет ровно такая же.
Линия s-works именно для этого была изначально придумана и создана, для этого продолжает выпускаться. Но это совсем не значит, что велосипеды этой линии предназначены исключительно для спортсменов. Большая часть их раскупается теми, у кого есть деньги для себя любимого в достаточном количестве (во всяком случае – в развитых странах!) Человек покупает велосипед, зная, что именно на таком был выигран кубок мира или какая-нибудь другая престижная гонка.
Постоянно возникает вопрос, действительно ли s-works едут лучше, чем топовые модели pro, которые выглядят почти также, и комплектация их отличается очень слабо? Многие райдеры, которым довелось тестировать и сравнивать велосипеды s-works с другими (от любителей до профессиональных гонщиков заводской команды Specialized) уверенно говорят – да, разница ощутимая. Это достигается за счет внимания к производству. Например, если обычная карбоновая рама занимает в производстве 6 человеко-часов, то рама линии s-works — 20. Потому что в последнем случае используется более качественный подход, более тонкие и трудоемкие технологии. Это позволяет добиться выигрыша в весе и надежности. Усовершенствования в техпроцессе, как и в конструкции, происходят каждый год.
Основные изменения в «Эпике» в этом году коснулись верхнего подкоса у подседельной трубы, а также были геометрически еще больше укорочены перья.
В новой версии S-works World Cup угол наклона рулевой трубы стал более крутым и в результате велосипед получился более вертким. Кроме того, у него уменьшились хода амортизаторов – как переднего, так и заднего. Уменьшение ходов было сделано специально, по просьбе спортсменов, гоняющих на этих моделях. Этих ходов вполне достаточно для прохождения неровностей и сохранения контроля над машиной, но излишняя раскачка устраняется (чуть позже мы к этому вернемся).
Напоследок стоит напомнить, что отличительная особенность геометрии рам Specialized – короткие задние перья (448 мм). Благодаря этому сохраняется не только жесткость и верткость рамы, но и просторный кокпит, в котором комфортно райдеру. Ему не нужно ставить более длинный вынос для скоростной езды и катать, нависая над передним колесом, потому что и с коротким выносом он сохраняет нужную посадку и правильную центровку. При этом центр тяжести можно перемещать в широких пределах.
Практика
Найнер Specialized Epic FSR Comp 29" – алюминиевая «эпическая» версия уровня comp, унаследовавшая ряд славных черт от своего топового собрата.
Несмотря на то, что позиционируется он как кросс-кантрийный велосипед, опытные райдеры на нем могут катать и фрирайд (придется только чуть больше привставать!) Цена его – в пределах 140 тыс. руб., и это предполагает серьезный настрой его будущего владельца и готовность байка к достаточно большим нагрузкам.
Самое главное устройство, отличающее Specialized Epic FSR Comp 29" – это, конечно, четырехрычажная подвеска FSR,
продукт совместной разработки Specialized и Fox,
снабженная функцией AUTOSAG, которая позволяет быстро и просто отрегулировать амортизатор.
Подвеска FSR – параллелограмм из четырех рычагов, который дополняется особым амортизатором с автоматическим блоком Flow Control Mini Brain, что можно перевести примерно как «мини-мозг, контролирующий поток». Здесь установлен патрон, где располагается инерционный клапан Brain Fade. Он направлен в точку контакта заднего колеса с препятствием. Как только заднее колесо наезжает на препятствие и получает удар, клапан смещается и открывает путь для перепускания масла. Для отведения масла имеется трубка, по которой масло поступает в расширительную камеру. Нормальное рабочее положение при езде по ровной местности — закрытое, амортизатор заблокирован. Кстати, полной блокировки сейчас нет, хотя ранее она и была на старших моделях эпиков, но теперь от нее отказались.
Для регулировки (ослабления — усиления) предусмотрено регулирующее колесико голубого цвета, которое позволяет выбрать более комфортный режим работы амортизатора. Велосипед нагружается весом райдера, после чего и производится регулировка.
Разумеется, для настройки и регулировки мы обращаемся к мастерам сервисного центра магазина.
Веломеханики, производя стандартную процедуру подготовки велосипеда к эксплуатации, посвящают нас в тонкости работы «умного амортизатора». Сначала закачивается необходимое давление через специальный сосок
а затем тот, кто будет катать, усаживается в седло – и лишний воздух стравливается при помощи клапана на корпусе цилиндра
Пока велосипед едет по ровной дороге, амортизатор заблокирован, как только любая неровность (будь то яма или кочка) «ударяет» по колесу, срабатывает инерционный клапан и амортизатор приходит в действие – до выезда на ровную поверхность.
Регулировать его чувствительность может сам райдер при помощи колесика на корпусе брейна.
В завершение предстартовой подготовки подкачиваем вилку – для нее и амортизаторов, кстати, необходим специальный насос высокого давления.
Мнения
В Сети, как водится, высказывания по поводу двухподвесов с брейном самые разноречивые. Разумеется, планируя приобрести велосипед за такие деньги, народ хочет знать, стоит ли игра свеч.
Для тех, кому лень шарить по профильным сайтам, перескажем основные мысли вкратце.
- Если уж вы всерьез занимаетесь МТБ, пусть даже и не катаете «настоящие» гонки, но хотите быть в струе и иметь достаточный комфорт и управляемость – полноподвеса вам не избежать. И лучше вложить деньги сразу в качественную машину с наиболее продвинутыми техническими решениями и хорошими комплектующими.
- Specialized Epic FSR Comp 29" с брейном – модель для требовательных и богатых, хорошее качество, продвинутая инженерная мысль, удобство и комфорт, однако настораживают трудности с ремонтом и заменой самого брейна. Большинство сходится на том, что в России его практически никто не ремонтирует (не считая редких мастеров – «золоторучников», но это уже лотерея). Звучала мысль, что есть лицензированные службы на Украине, однако в связи с последними событиями… Да и гарантии в ближнем зарубежье весьма условные. Так что, скорее всего, брейн на замену придется ждать из самого дальнего зарубежья. Справедливости ради заметим, что жалоб на прямой отказ брейна пока не замечено, а отдельные факты недовольства его работой могут объясняться просто неквалифицированной настройкой системы. Однако есть надежда, что с продвижением этого типа амортизаторов сервисное обслуживание FSR с брейном будет налажено и у нас – в том числе и самим производителем.
- Езда на FSR-амортизаторах с брейном не идет ни в какое сравнение с ездой на других регулируемых системах, и с учетом спешовского качества, брейн предпочтительнее.
- Что касается длины ходов (диапазона работы вилки и заднего амортизатора), то имеющиеся на тестируемой модели 100 мм там и там – оптимальный размер хода «для нашей среднерусской возвышенности». Даже профи попросили конструкторов Specialized сделать Epic со стомиллиметровыми ходами, чтобы уйти от «плюша» и ненужной раскачки на гонках (о чем мы рассказали выше). Кстати, в предстоящем небольшом тест-драйве мы планируем повторить один из экспериментов, предложенных сетевыми авторами, чтобы увидеть, сколько же ходов необходимо в обычной жизни?
- Specialized Epic FSR Comp 29" хорош на ровной местности, достаточно легкий, верткий и контролируемый на пересеченке, уверенно берет подъемы, но не очень комфортен на суровой «жести» (ходов для сложных спусков ему, безусловно, недостаточно). ВЫВОД: его «призвание» – трейлрайдинг, а для предпочитающих более напряженную езду – кросс-кантри с элементами фрирайда. Ну, или то, что американцы называют кросс-кантри (все, что не фрирайд и не даунхил).
Спецификация
Рама из спешовского «спецсплава» М 5 с гоночной геометрией, специально «скроена» под 29-дюймовый формат. Достаточно просторная, внутри помещаются две бутыли в подбутыльниках и специальная корзинка-контейнер для инструмента, которая крепится на третье гнездо нижней трубы. Все это предусмотрено технологией SWAT, обеспечивающей велосипед водой, инструментом и прочими необходимыми комплектующими. На фото – место на нижней раме, где по замыслу конструкторов это все должно размещаться.
По идее, в крышке якоря должна располагаться выжимка для цепи. По крайней мере, так обстоит дело у S-works. В нашей крышке такой фишки не нашлось – видимо, «по чину не положено». Кстати, решетчатая крышка у всех вызывает вопросы: зачем было делать крышку этого ответственного узла такой, что она будет пропускать внутрь атмосферную и всякую другую влагу? Убедительного ответа не нашлось – разве что для облегчения веса. В общем, как гласит девиз инженеров компании из Морган Хилл: «Инновации или смерть!»
Корзинки – контейнера для инструментов в штатном исполнении в нашем распоряжении не оказалось, а в раму помещалась либо самая узкая из дейтеровских инструментальных сумок, либо большая фляга.
Впрочем, проявив смекалку, можно было бы приколхозить к гнездам для подбутыльников еще и насос на держателе.
29-дюймовая вилка Rock Shox Reba RL 29 с ходом 100 мм и воздушной пружиной Solo Air оборудована блокировкой и ручкой настройки отскока-сжатия. Блокировку надо переключать непосредственно на короне, дистанционный поплок с выносом на руль на этой модели не предусмотрен (хотя почему было бы и не предусмотреть, как на тех же «кубах»?)
Руль Specialized XC flat, 680-мм ширины, довольно удобный и эргономичный, несет на себе приятные на ощупь грипсы Specialized Sip Grip, в мелкую «сеточку» с наложенной на нее крупной «клеткой» – такой рисунок (half-waffle aramid-infused) обеспечивает надежный хват и противоскольжение. Грипсы зафиксированы симпатичными белыми затяжками lock-on.
Тормозные рычаги Magura MTS и манетки SRAM X7, эффективны и легки в работе Однако манетки, на наш взгляд, уступают кубовским, установленным на гораздо более дешевых моделях.
В отличие от двухходовых триггерных манеток Shimano SLX SL-M670, которыми оборудован тот же CUBE LTD PRO, спешовские SRAM X7 работают только под большой палец, «от себя», и это не всегда удобно.
Тормоза Custom Magura MTS – одна из самых приятных и удобных гидравлических систем, с которыми приходилось сталкиваться. Не важно, сколько пальцев у тебя на тормозном рычаге – ты всегда оттормозишься точно, мягко и эффективно, на любом спуске, с любым комплексом препятствий – от щебеночной сыпухи до корней, каменных плит и ступенек. Надо — будешь стоять под самым рискованным углом, надо – будешь спускаться под самым крутым градусом.
Отличительная особенность спешовских тормозов – диаметр переднего ротора не везде одинаков. Если на ряде популярных моделей других брендов стали повсеместно устанавливать спереди 180-мм роторы, то на Specialized Epic FSR Comp 29" это зависит от размера рамы. Для более легких райдеров, катающих на размере S/M, это будет 160 мм, для тех, кому подходит L/XL – 180 мм. Сзади «по умолчанию» стоит 160-мм ротор.
20-скоростная трансмиссия «заточена, разумеется, прежде всего под горный трэйл, однако система Custom SRAM S-1250 с ведущими звездами 38 и 24 зуба соответственно позволяет не только уверенно выгребать на подъемах, но и выбирать весь необходимый диапазон скоростей на нормальных дорогах (в чем мы имели возможность убедиться на загородных трассах). Задний переключатель SRAM X9 Type 2 мягко и уверенно перекидывает цепь в любых режимах, не исключая форсированных нагрузок при «переключении с места».
Седло Body Geometry Phenom Comp в комментариях особо не нуждается. Спешовские седла пользуются заслуженной любовью большого числа райдеров. Представитель одного известного бренда по секрету рассказывал нам, что капитан «фирменной» команды может катать только на седлах Body Geometry, из-за чего приходится затирать «компрометирующие» надписи на них. Положа руку на сердце признаемся, что и нам приходится иногда прибегать к похожим ухищрениям! Сердцу, как говорится, не прикажешь. Как и всем остальным местам тоже.
Под седлом обнаруживается еще одна инновация – одноболтовое крепление к подседельному штырю. Подседел завершается клювообразным кронштейном с серповидным пазом, в котором перемещается узел крепления с фиксирующим болтом. «Прелестно, прелестно, простенько и со вкусом» ©. Изменение положения седла достигается несколькими движениями ключа.
Что касается резины, то тут у нашей модели имеется факт «прямого наследования» от топового собрата – самая популярная покрышка линейки Specialized S-Works Fast Trak Tire стандарта 2 bliss, в которой подразумевается использование герметика. Вместе с тем, благодаря широкому борту, обода покрышки не рискуют слететь при критических нагрузках на поворотах. Легкость гоночного варианта S-Works обеспечивается за счет уменьшения массы резины. Надо отметить, что на Specialized Epic FSR Comp 29" установлены разные покрышки. Specialized Fast Trak Control на заднем колесе и S-Works Fast Trak Tire – на переднем.
Часть вторая. Полевые испытания: парк, трасса и проселки
Джунгли в каменных джунглях. На первом – парковом – этапе теста нам составил компанию ростовский райдер-любитель Олег, 1979 года рождения. Он работает в сфере логистики, воспитывает двоих детей, а в свободное время увлекается ездой на обоих видах байков – мотоцикле и велосипеде. Поскольку он недавно приобрел мотоцикл «Хонда», велосипед пока что – «из старых запасов». При этом на велосипеде катает чаще, да и подходящая компания из велосипедистов собирается как-то быстрее и веселее. Сфера катания – город (на работу — с работы) и загород: поля, грунты, пруды, озера.
Однако дожди в этом июне в Ростове перепадают с завидной регулярностью, поэтому грунты пока отпадают. Но не отменять же покатушку? И зачем – у нас ведь под боком один из самых «дремучих» городских парков, плавно переходящий в запущенную рощу – парк Авиаторов. Здесь достаточно асфальтовых дорожек, ступенек, спусков и подъемов, а также всяких других интересностей. Решаем катать в парке!
Велосипед у Олега уже третий по счету, однако по уровню «цена-качество», конечно, ни один из них не подбирается к нашему тестируемому и близко. Первый в его жизни двухподвес – ашанбайк «Атлант» был куплен исключительно по соображениям бюджетности. «Предмет, похожий на велосипед», приобретенный в марте, «умер» уже в мае – рассыпалось буквально все. Ему на смену пришел двухподвес KHS FXT Trail – он через пару месяцев перешел к жене, потому что на распродаже был куплен Trek 4300, на котором он катает вот уже почти семь лет. Что интересно отметить – за исключением одной покрышки на велосипеде стоит все стоковое, несмотря на активную эксплуатацию практически круглый год.
Разумеется, попробовать велосипед предтопового уровня Олегу очень интересно, он отставляет своего верного коня в сторонку и начинает первый тестовый спуск на Specialized Epic FSR Comp 29" по длинной лестнице мемориала.
Спуск получается с каждым разом все интереснее, Олег пробует нового коня в разных режимах, выражаясь языком жокеев, занимается объездкой, изучает его нрав.
Освоившись, пробует уже не спуститься, а подняться по лестнице.
Это получается не сразу, но потом дело налаживается. «Я такого на своем еще не пробовал – признается Олег, – Вот что значит найнер!»
Освоившись со спусками и подъемами, Олег пробует байк «на прыгучесть» сначала на месте
… а затем – на ступеньках, как в прямом, так и в обратном направлениях
Напоследок мы около часа гоняем по влажным дорожкам парка, где наряду с нормальным встречается и вполне себе убитый асфальт, и тут работа системы FSR ощущается в полной мере.
Олег также пробует движение по мокрому металлическому мостику и убеждается, что резина Fast Trak держит нормально даже на таком проблемном покрытии.
Одним словом, парковую часть мы откатали с полной самоотдачей и даже слегка запачкались
Напоследок прошу Олега поделиться впечатлениями.
– Главное ощущение – исключительная легкость и неожиданная для найнера поворотливость, маневренность. Ступени, лестницы, легкое бездорожье ему вообще нипочем. Очень приятен в управлении как на асфальте, так и вне его. Но самое сильно впечатление оставляет амортизация. Не говоря о том, что задняя подвеска отрабатывает любое препятствие без проблем, очень интересные ощущения от брейна.
Разгоняешься как на хардтейле, нажимаешь на педаль и чувствуешь упор, но как только заднее колесо касается любой неровности – от ямки до кочки, лестницы или бордюра – подвеска тут же откликается и гасит удар. Причем, проседает не до стука, а точно на нужный ход. Отдельная похвала тормозам – мне довелось попробовать несколько моделей, на многих гидравлика пережимает, в результате при таком спуске по лестнице или по крутому склону есть риск перевернуться. На этих тормозах можно спокойно спускаться под самым рискованным углом, что для горного велосипеда очень важно.
Конечно, после бюджетного байка – небо и земля. Мне теперь кажется, что мой старый конь совсем не катит, так что будем думать о будущем...
И в завершение парковой части теста – небольшая визуализация (в первоначальном смысле этого слова). По рекомендации одного сетевого автора, перед началом покатушки мы установили индикаторные резинки хода на штоках амортизаторов (как переднего так и заднего) в исходное положение.
При срабатывании они смещались, показывая величину хода. Вот такое положение эти индикаторы заняли в конце наших покатушек и попрыгушек этого дня.
Вывод, думается, ясен: хода обоих амортизаторов вполне достаточно для умеренно-активной эксплуатации даже при условии, что хочется немного пошалить на лестницах и спусках.
Дачный трейл – осмысленный, но беспощадный
Итоговым комплексом испытаний стала небольшая 50-километровая поездка, маршрут которой пролегал по городу, загородным трассам, проселочным и дачным дорогам. Учитывая, что такой комфортабельный и надежный велосипед обязательно захочется использовать в походах выходного дня, подобный выбор представился вполне оправданным.
Разумеется, для выполнения поставленных задач багажная сфера байка должна быть расширена. Предвидя возражения сторонников «чистого искусства» («такому велосипеду багажник – все равно что племенному скакуну хомут и оглобли») возразим: почему вашингтонской полиции можно, а нам нельзя?
Вдохновило то, что подседел у нас алюминиевый, а значит необходимый запас прочности в наличии. Давняя мечта опробовать консольный багажник на двухподвесе осуществилась. Правда, как выяснилось после пробной установки, его нужно ставить максимально высоко, потому что в противном случае заднее колесо в верхней точке хода обязательно зацепит за несущую трубу. Не могли мы отказать себе и в нарульной сумке, где помещалась фотоаппаратура и аптечка. Инструментальную сумку с насосом, ремнабором и инструментом пришлось приколхозить на боковое «ухо» багажника, а в рамный треугольник вставилась большая фляга. В принципе, туда же можно было поместить еще одну небольшую бутылку с подбутыльником. В окончательном варианте Specialized Epic FSR Comp 29" в походной комплектности выглядел так
(Покорнейше просим почтенную публику не волноваться – это только выглядит страшно, на самом деле вес всего комплекта не превысил и 4 кг).
Двигаясь по городу, блокируем передний амортизатор, а задний, благодаря «тормозному мозгу» (брейну) на ровной дороге и так заблокирован в дежурном режиме. Приемистость и накат у нашего «Эпика» такие, что если бы не велокомпьютер, можно было бы подумать, что мы мчимся со скоростью шоссейника, легко встраиваясь в городские транспортные потоки. Но электронный спидометр бесстрастно фиксирует среднюю скорость – 18-19 км/час, максимальную (на спусках) – до 50 км/час.
Приятные сюрпризы в городе: выбитый асфальт, рельсы и «лежачие полицейские» проезжаются в седле, не отрывая седалищные бугры от его поверхности. Подвеска на все виды препятствий реагирует исправно и однозначно: легкий щелчок и практически неощутимый толчок. Со временем втягиваешься в увлекательную игру, пытаясь «подловить» автоматику на незамеченном нежданчике. Но это игра в одни ворота – ты можешь не заметить какой-нибудь дорожный «сюрприз», а FSR замечает и реагирует всегда.
Ладно, еще не вечер – впереди около 5 километров грейдера, известного в окрестных дачных товариществах как Белая дорога. Поскольку подсыпают и подтрамбовывают ее только в годы больших юбилеев и выборов, а эксплуатируют всегда, езда по ней – увлекательнейшее занятие. Особенно на ригиде, да еще и в переменчивую погоду, как этим летом.
Выясняется, что у кого-то в этом году хватило средств чтобы подсыпать на улучшенное покрытие Белой дороги гравия, и наш тест становится все интереснее. Однако возникает ощущение, что Specialized Epic FSR Comp 29" попал в родную стихию: скорость набирается уверенно, камни, выбоины и колеи гасятся вилкой и задней подвеской настолько, что кажется, будто едешь по хорошо утоптанной грунтовой тропинке. Едва начинается слабый уклон, как скорость возрастает до 20-22 км/час, при этом на вибрацию почти не обращаешь внимания. «Я буду долго гнать велосипед» даже по этой костотряске, если у меня ТАКОЙ велосипед!
Без проблем мы справляемся и с внутрипоселковыми дачными дорогами, которые местами напоминают тракторные колеи на лесовозных просеках Северного Кавказа; при этом ощущение, что едешь на хорошо подрессоренном джипе, только с открытым кузовом.
Назад возвращаемся уже в сумерках и, поскольку велосвет легкомысленно забыт на домашнем «хозяйственном» велосипеде, приходится быть все время настороже. И тут частенько выручает полноподвесный характер нашей «умной» амортизации, которая отрабатывает незамеченные в темноте дорожные изъяны, порой весьма серьезные, причем, без нашего участия.
ИТОГ
Specialized Epic FSR Comp 29" – двухподвес нового поколения, который относится к современной, дорогой, легкой и надежной технике. Он предназначен для широкого круга использования – как на дорогах с хорошим покрытием, так и на плохих, вплоть до лесных и горных троп, а также легкого бездорожья. Он одинаково хорошо едет и вверх, и вниз, для чего служит удачно подобранная трансмиссия, причем ее 20 скоростей вполне хватает для решения широкого круга задач: от ежедневных городских и пригородных поездок до походов и соревнований среднего и повышенного уровня сложности. Надежно и точно работает тормозная система, размер тормозных роторов которой подбирается с учетом ростовки велосипеда (то есть – физических данных байкера).
Используемая в конструкции «интеллектуальная» амортизационная система не только обеспечивает комфорт и безопасность движения по любым дорогам, но и позволяет байкеру не отвлекаться и направлять все силы на достижение нужного результата.
Уровень примененных в этой модели технических решений и качество оборудования этим задачам вполне соответствует. (Кстати, обратите внимание на итоговое положение индикаторных резинок на поршнях амортизаторов на заключительном снимке – это после всех наших не экстремальных, но достаточно интенсивных испытаний. Как видите, ходов вполне хватило, даже еще и запас остался! А езда при этом была вполне комфортной – с хардтейлом не сравнить!).
-
добавить в избранное
- -24
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (50)
starek
guglez
justrace
Data_Link
А чего точно не хватает — так это того, что на этом байке несколько дней назад выиграли чемпионат мира по марафону сразу и по мужчинам, и по женщинам.
Val
ilyamaksimov
mor
Val
Data_Link
ivanzoid
kubas
mor
Evil_Falco
Yue
SergeiPikulin
Werewolf
ТОЛЬКО ПЛОСКАЧИ НА ЭПИКЕ, ТОЛЬКО ЛЕСТНИЦЫ, ТОЛЬКО АСФАЛЬТОВЫЕ ДОРОЖКИ!
Такое вот суровое кросскантри, без грязи, грунта, корней и прочих излишеств- для этого Сы-Воркс надо покупать тщемта.
SergeiPikulin
guglez
ScuLLy
Sveaman
Не хватает корзинки на руль для пива.
ScuLLy
Спешовские манетки — ацтой, Кубовские — круто.
Крышка отвестсвенного узла с дыркой (иновации или смерть — видимо крышка якоря очень отвественный момент, раз и там потребовалась иновация) — ужас.
Тест в городе кантрийного велосипеда, потом повесили багажник + другие свистелки перделки.
Тормоза в стоке Формулы, описывали Магуру — метод кочки?
«Однако манетки, на наш взгляд, уступают кубовским, установленным на гораздо более дешевых моделях.
В отличие от двухходовых триггерных манеток Shimano SLX SL-M670, которыми оборудован тот же CUBE LTD PRO, спешовские SRAM X7 работают только под большой палец, «от себя», и это не всегда удобно.»
Спешовский, кубовские, спешовские…
«Отдельная похвала тормозам – мне довелось попробовать несколько моделей, на многих гидравлика пережимает»
Всегда думал, что тормоза пережимает прослойка между седлом и рулем.
BerlinCalling
Data_Link
oBepcaH
MihailShilov
raskladnoy
Val
raskladnoy
А остальным и неинтересно.
Evil_Falco
Torch
В чистом виде.
Evil_Falco
Тестдрайв:
1) Оцениваем подвеску и эффект от динамических опор двигателя в центре москвы;
2) Отвозим в школу детей;
3) Едим на дачу с саженцами и прицепом;
4) а также «бонус» — обьезжаем пробку по тратуару и удираем от активистов «Стопхам».
affro
Data_Link
affro
DirtJumper
Так-то ты прав, похоже:
racerx
направлениях». Для вас старался.
yurtsa
Адекватный тест для такого байка- несколько гонок, одна из которых марафон, человеком который уже ездил на чём-то похожем по уровню, ну или хотя бы не на треке 4300 многолетней давности.
SergeiPikulin
racerx
SergeiPikulin
racerx
Evil_Falco
я наверно отстал от жизни, простите, но это на алюминиевом велике за 140 тыщ тормоза C1 и переключатели X7 и вилка RL ?
такой хлам это теперь норма?
thresh
Вон на капроновом ГТ Заскар стоит система деор при РРЦ вела 94к, и с другими не лучше.
SergeiPikulin
Data_Link
А Спеш это где-то Сони/Самсунг.
Evil_Falco
twice
Data_Link
fb_903632803035906
fb_903632803035906