FRactionБогатый внутренний |вело|мир

 

Марс конечно далеко, но не так далеко, как вам кажется …
Юго-восточная часть горного Алтая, на краю Чуйской степи, на высоте почти 2000м и всего в 60 км от монгольской границы.
Ландшафт, с завораживающим холодным минимализмом и крайне-атмосферной привлекательностью для МТБ





Марс – самая удалённая точка нашего алтайского приключения в сезоне 2022 года, логичное во всех смыслах завершение очередного этапа по объединению отечественного велосообщества и в то же время – начала большой новой истории.
— «Ну что Дима, сделаешь тут эндуро?» 


Весьма символично, что этот, яркий и эмоционально-взрывной путь сквозь весь горный Алтай мы проделали в компании моей семьи, а также Игоря Кустова, Ани Скумбиной, Володи Ульянова и Миши Даниленко – людей, до мозга костей увлеченных горами и маунтинбайком.

Все впечатления, пережитые за наш тысяча-километровый блиц-бросок из Белокурихи, легли на благодатную «почву», обширно удобренную недавно завершившимся этапом РЭС (первым, в истории Сибири!) в байк-парке «Белка в колесе».







Осень 2021 года – время долгих переговоров с алтайским курортом о возможности возродить существующую МТБ инфраструктуру и вдохнуть в неё новую жизнь. А самое главное – взбодрить сибирское велосообщество и подарить ему новый опыт, новые возможности и новые эмоции.
Удивительным образом, такое стремление совпало у меня, находящегося за тысячи километров, и у человека, явлющегося рачительным хранителем и душой локации. Прямо магия или телепатия какая-то ....




Моё личное знакомство, с достаточно самобытной, большой и дружной сибирской мтб-аудиторией, началось в 2018 году, во время стройки байк-парка «Манжерок».  Именно эта возможность, окунуться в абсолютно новую и неизведанную обстановку, что-то типа из серии: «в омут с головой», в первую очередь и сподвигло меня тогда вписаться в билдерскую команду к Вове Че.


Любопытство «есть ли МТБ жизнь за Уралом» было с лихвой окуплено новыми знакомствами, и той внутренней атмосферой, царящей среди сибирской тусовки. Находясь к тому времени уже 15 лет в активной мтб-движухе в европейской части страны, на меня оказала неизгладимые впечатления аура сибиряков. Не сказать, что радикально как-то всё по-другому, но как обычно, весь кайф в деталях: стиль жизни, взаимоотношения, приоритеты, мода, байки …
И это прекрасно! Именно эта аутентичность, является одним из мотиваторов посещать различные регионы страны и ещё больше вдохновляется своим увлечением в кругу единомышленников.


Как раз во время своего первого визита на Алтай, мне и посчастливилось познакомиться в Женей Елфимовым, тем самым «двигателем» МТБ движения в Белокурихе. На тот момент, в местном байк-парке «Белка в колесе» уже было 2 спусковые трассы, построенных Евгением и его командой механизированным способом. Ребята тогда были безусловными новичками в треилбилдинге, поэтому удивительные истории из всего строительного процесса, уже переходящие в статус «легенд», ходят в этих краях и по сей день.




И на момент начала нашего нового этапа общения, в моей памяти всплывали именно эти трассы, на апгрейд которых и предполагалось сделать упор на стадии подготовки к новому «взрывному» сезону 2022 года.  Но для полной картины возможностей ландшафта, была необходима разведка местности, что и было осуществлено в ноябре 2021 года, и на основе которой, в холодные зимние месяцы велась работа по проектированию и согласовыванию будущей сети трейлов. Акцент в этой работе делался на возможности задействовать различный рельеф, удобство в эксплуатации и логическую цепочку для использования во время эндуро гонки. Так же учитывалась перспектива масштабирования сети трейлов, для дальнейшего развития парка.




События в стране конца февраля, достаточно сильно ударили по запланированным подготовительным мероприятиям, от чего пришлось ставить весь процесс на паузу.


Спасала от лишнего психологического давления большая стройка вело-инфраструктуры, которую мы вели с июня 2021 года в окрестностях Севастополя: 10+ км велодорожек, скилл-парк и памп-трек.
Грандиозный проект, жёсткий тайминг и нерадивые субподрядчики … В общем было с чем и кем бороться.





Переломным месяцем стал апрель. Именно тогда, когда уже было объявлено об отмене двух первых этапов РЭС; мы с Игорем Кустовым, словно «белки в колесе», завершали работы в велопарке на «Федюхиных высотах»; алтайская Белка подтверждает реализацию полного комплекса запланированных мероприятий. Наверняка, тогда для алтайского курорта это было не простое решение, но как позже показал результат – другого варианта развития событий и быть не могло!


-  К онцу апреля, обустройством мест отдыха на маршрутах, установкой навигации и защитных средств, мы финализируем работы в велопарке.
  — 4 мая. Мы держим путь на восток на фракшен-мобиле, доверху забитом всем необходимым для выполнения нашей нелегкой, отчасти непредсказуемой миссии.


Впереди 5000 км и трое суток в пути через полстраны.






Это не первый такой наш марш-бросок на Алтай. Дорога уже знакомая, качество покрытия на 95% отличное, и благодаря этим факторам, путешествие проходит не тяжело, а при перевале через хребты уральских гор – так даже увлекательно. Наверное, самый унылый отрезок — Омск-Новосибирск: 700 км по плоскачу вдоль нескончаемых болот. Вдвойне печальнее – ехать там же ночью …


Ещё из удивительного, так это ценник на топливо в Новосибе – самое дорогое на всём маршруте!




Рабочая схема – меняться за рулем через каждые 500 км. Всего 5 заходов у каждого – и вот мы уже на месте – город-курорт Белокуриха. Да, это хоть и маленький, но настоящий лечебный курорт, со множеством санаториев, радоновыми источниками и прочими сопутствующими приколюхами. Википедия обладает обширными данными о регионе и его истории, поэтому тут особо не будем об этом распространяться. Единственное, что меня, как крымчанина, зацепило из истории Белокурихи, так тот факт, что во время Великой отечественной войны, сюда был вывезен из Крыма пионерлагерь «Артек». И сделано это было по совокупности эко-климатических соображений, (якобы) очень близким к крымским. Вот такой вот факт.
Наверное, по этим же причинам, нам тоже вполне комфортно там?!




Потратили пару дней на акклиматизацию, решение бытовых вопросов, знакомство с инфраструктурой города и согласование действий с принимающей стороной, параллельно, собирая команду треилбилдеров и размечая первые сегменты будущих трейлов.
Коллектив определился ещё за долго до нашего приезда, благо я не сторонник большой группировки. Лучше меньше, да лучше.


7 километров трейлов потребовали от команды из 5-6 человек достаточно бодрого темпа постройки, принимая во внимание наше фирменное скрупулёзное отношение к этому процессу. Речь идёт о полотне трейла, шириной около 1,5 м, со множеством полок, упоров и местами -рукотворными каменными секциями. Удачно и логично вписались в трейл «Берлога» пара достаточно длинных шорных (в среднем 15 м) мостов. Исходя из такой длины, несщующие конструкции пришлось сделать с приличным запасом прочности. А сам процесс работы с деревом осуществляли практически на месте постройки конструкций, путём организации мобильной пилорамы.
Большое внимание уделяли приведению в естественный и незахламлённый вид обочин и откосов. Максимально возможный эколоджик треилбилдинг.
На всё ушло почти 3 месяца работы, практически не взирая на погодные условия. В мае-июне основным нашим врагом стали полчища клещей. В то же время, их атаки мотивировали нас больше двигаться, не давая им шанса зацепиться. Благодаря такой тактике, плюс практически полному опрыскиванию себя специальными средствами, этот этап пройден без единой «зацепки».






Пару слов о рельефе в регионе.

Дорога к Белокурихе проходит вдоль бескрайних полей сибирской житницы – Алтайского края.
По мере приближения к курорту, начинают появляться шикарные горные пейзажи, уходящие далеко на юг. Алтайские горы в этих краях только начинают свой рост. Это, самое, что ни на есть, предгорье. Максимальная высота в регионе – 800 м.
Самые же высокие вершины алтайских хребтов хорошо переваливают за 4000 м, но находятся они в сотнях километрах отсюда.

Байк-парк расположен в 10 км от курортного городка и ориентирован на расположенную среди гор Таёжную заимку (турбаза) «Лесная Сказка». В среднем, перепад высот для трасс\трейлов составляет 250-270 м. Грунт, так же, как и лес, имеют небольшие различия, в зависимости ориентации склонов: южные трейлы получились более просторными и каменистыми, северный и западный трейлы проходят в основном сквозь плотные хвойные леса, узкая лента тропинок от души усыпана корнями.







Я всегда опираюсь на то, что треилбилдинг – в бОльшей степени творческий процесс, хоть и построен на основе практических СНИПов. Проложить оригинальную траекторию, раскрывающую все прелести определённого ландшафта и в то же время, нанести минимальный урон окружающей среде, при этом подарив массу позитива райдеру – главнейшее достижение. Сопутствующими ништяками будут различные естественные и гармонично вписанные в ландшафт, рукотворные арт-объекты (спасибо Юле!), которые становятся визитной карточкой локации в целом или же отдельного трейла в частности.


Ещё из важного – не забываем, что красивые фоточки с трейлов будут радовать долгие годы, поэтому при прокладке линии, осматриваемся по сторонам и присматриваем потенциальные точки с перспективными ракурсами для фото-охоты.


Благо, с нами в команде был фотограф-летописец проекта – Оля Кочкина. Надо отметить, что некоторые виражи на трейлах создавались именно после её «пристрелки».












Про треилбилдинг можно рассказывать вечно …

Но у нас на носу гонка – этап Российской эндуро серии, организация которой не менее сложный, разноплановый и увлекательный процесс. А в данном случае, ещё имеющий добавочный коэффициент сложности, в виду того, что проводим мы её «за тридевять земель» от дома. Многие вещи, до автоматизма отработанные на домашних событиях, здесь приняли форму «войны с ветренными мельницами». Вряд ли, кто-то из участников, заметил какие-то явные наши косяки в то время, как вероятность их появления была велика, как никогда! На результат повлияла большая предварительная подготовка, оперативное и своевременное решение невесть откуда свалившихся проблем. Наверняка все организаторы знают, что проведение мероприятия – один большой форсмажор ))


И здесь большую благодарность стоит выразить «Центру Туризма» Белокурихи, ни раз выручавших нас, казалось бы, в момент полной безысходности.








«Это что сейчас было? Почему я, абсолютно выдыхавшийся, ушатанный и не чувствующий рук-ног … хочу ещё!»

80 участников практически со всех уголков Сибири проявили настоящее спортивное, я бы сказал, любопытство к неведомому диковинному действу – велосоревнованиям эндуро.


Именно «любопытство» угадывалось во всех комментариях, на стадии анонсирования события. «Провести гонку из 5 СУ за один день да на площади в несколько сотен гектаров??? Да это не реально!!» — говорили они.


Те же, кто знаком с дисциплиной, заметно выделялись своей уверенностью и еле-еле заметной высокомерностью, по отношению к соперникам. К таким райдерам совсем не относился Володя Пуляевский. На него вообще было страшно смотреть перед стартом )) Авторитетный российский даунхильщик, в данном случае на хардтейле, впервые столкнулся лицом к лицу с неприкатанной трассой, и таких было аж пять штук!
Вообще, меня с моими десятками и десятками проведённых соревнований, казалось бы сложно удивить индивидуальностью участников, но не в этот раз! Общая харизма зашкаливала!


А девочки?! Их было 11 участниц, все проявили настоящий бойцовский характер, проехали все препятствия и выдержали все наши эндуро издевательства … при этом сделав это элегантно и красиво.
На самом деле, во время создания трейлов, мы иногда побаивались за девушек, справятся ли они с препятствиями … и они таки да!

Для первого раза, мы решили не перегибать палку в плане какой-либо эндуро-жести, посчитали, что нужно плавно готовить райдеров к будущим подвигам ))
Вся логистика гонки была построена по около-линейному принципу, с минимальными закрутами на перегонах, общая длина которых получилась всего около 4-х км.










Хочу отдельно отметить общую дисциплину участников. Определённое напряжение у нас, как организаторов, вызывал момент того, что существует жёсткий тайминг всех стартов и в то же время, много новичков в эндуро …  как бы не началась чехарда.

В 2019 году мы проводили дх-гонку в Манжероке. Такое впечатление, что эту гонку запомнили все сибиряки! А если кто-то и не был там тогда, то уж точно слышал рассказы о удивительной истории, как крымские не пустили на старт самого Витю Усачёва – действительно быстрого гонщика! И это всего лишь за то, что он, замыкающий стартовый протокол, опоздал на старт на какие-то несчастные 12 мин.

В этот раз, удивительным образом, (почти) всё сложилось в ровный пазл и каких-то существенных накладок\заминок не случилось. Пару человек, конечно же «отличились» на первом старте, но всё выровнялось уже на втором СУ.

Всего гонка насчитывала 5 спецучастков: 4 из них — новые трейлы, построенные в этом сезоне и ещё один — наш авторский купаж из существующих в парке трасс + бонусы в виде небольших, но техничных ответвлений. Надо сказать, что махайлай-бахалай с парковыми трассами привёл в некоторое замешательство завсегдатаев локации… но именно на это у нас и был расчёт!
Среднее время всей гонки составило 23-24 мин, что вполне прилично для первого подобного опыта.
(Итоговый протокол см. ниже)






Как обычно, качественное проведение соревнований требует больших человеческих ресурсов. Ответственных человеческих ресурсов.
Помните мы говорили про форсмажор?
К нему относится и тот факт, что некоторые члены нашей фракционной команды, не смогли приехать на гонку, поэтому пришлось привлекать и обучать местных волонтёров для помощи в хронометраже, а подведение общих итогов и вовсе происходило он-лайн с нашим ведущим специалистом Андреем, находящимся в Севастополе.
… И если честно, то такого оперативного подсчёта я ещё не припоминаю. Все судьи отработали чётко и без косяков, и пока райдеры разъезжались с фанзоны финального СУ, итоговые результаты были подсчитаны.

Всего гонку обеспечивало около 40 человек: водители, спасатели и медики, маршалы и волонтёры, организация питания, судьи, фотографы, ведущий и звуковое оформление и подготовка площадки для подведения итогов.
В большинстве своём – люди впервые окунувшиеся в такой формат мероприятия, где от ответственности и соблюдения чёткого тайминга зависит не только успех всего мероприятия, но и безопасность участников и зрителей.

Цифра 0 – одна из главных в этой гонке. Именно столько травм, требующих доставки в мед.учреждение зафиксировано на гонке. Очень важное достижение, за что большое спасибо всем причастным.




Но впереди лучших из лучших ждал шестой СУ – скинни-шор через речку Белокуриха на подиум соревнований. Конечно было большое желание смочить лаги, чтобы путь к вершине был более волнительным, но уже смиловались, тем более ноша с кастомным Кубком была не из лёгких ))



История с идеей Кубка и её реализацией требуют отдельного рассказа. Но оставим немного внутренней кухню за рамками повествований.
Разве что можно сказать, когда увидели над входом в кузнечную мастерскую надпись «Всякая кузня» — сразу было решено «Наш человек, берём!».  В итоге получился оригинальный hard made продукт, вполне соответсвующим hard drive райдерам.




Недолгое ожидание объявления призёров смачно и от души подогрето шикарным пловом, сочным шашлыком и крафтовым пенным. Участники и зрители не стеснялись в выражениях, чтобы выразить свои эмоции. Ведущий Женя Лузин легко раскручивал подготовленную аудиторию на общение и на участие во взрослых конкурсах.


… эх, я бы многое отдал, чтобы пережить это всё заново! 








Что по итогу.

— Привет парни, вы откуда?
— Томск
— А вы на долго?
— на 2 дня
— Зачем вы приезжаете в Белку кататься? Тут же нет кресельных подъёмников и всего 2 трассы.
— Атмосфера!

и тут надо понимать, что Томск в 800 км от Белокурихи.
Таких диалогов с гостями из Барнаула, Новосиба, Кемерово и т.д. было несколько во время нашего активного треилбилдерства.


Сегодня Белка уже не та!
2 спусковые трассы, 4 хэнд-мэйд трейла, несколько вариантов катания по пешеходным тропам и терренкурам – делает локацию безусловным лидером в сибирском регионе по разноплановому катанию. Заброски осуществляются на автомобилях, и эта услуга за прошедший сезон улучшилась в разы. Остальные инфраструктурные моменты так же претерпели значительные изменения в более байк-френдли направлении.






Естественно, за один сезон всех проблем не решишь, поэтому в новом году мы снова отправляемся к нашим сибирским (уже) друзьям, где сообща будем строить уютный и комфортный байк-мир и осваивать новые горизонты качества коммуникаций.
Надеюсь, наше полное погружение в сибирский океан позволит более тонко настроить работу в будущем, учитывая все нюансы локации и потребности райдеров. При этом, постараемся выводить участников из зоны комфорта, путём корректировки формата гонок и бОльшего разнообразию в трейлах.
Но не гонками едиными хочется насытить новый сезон. Постараемся расставить образовательные, развлекательные и творческие акценты, применимые к МТБ сообщество-строению.
Наша команда уже начала подготовку, чего и вам советуем!





Ритм. Без него никуда. Даже бьющееся сердце имеет собственный ритм …
Наше почти 4-х месячное алтайское приключение также не обошлось без своего ритма. Далеко не всё было гладко и весело. Срок не малый, и даже дома за такой период случается всякое, а в тайге и подавно. Наше стремление сделать нечто новое и крутое, перечёркивало всё, что пыталось нас выбить из седла.
Огромная благодарность всем моим коллегам, которые успешно преодолели весь путь без несчастных случаев, травм и внутренних дрязг, при этом добиваясь наилучших результатов.
Считаю, что мы вместе успешно реализовали самый крутейший отечественный треилбилдерский проект этого года.




Несмотря на то, что мы старались быть максимально автономными в горах, но так или иначе, нам приходилось обращаться за помощью к Евгению Елфимову и его сотрудникам.
Обратную связь и необходимую помощь получали моментально – это лишний раз доказывает, что эти люди являются настоящими хозяевами «своей» земли и полностью ориентированы на сохранение всех её достоинств и на её рекреационное развитие.
Спасибо вам, успехов и процветания!




А вообще, этом году в Сибири наметился определённый запрос на байк-парки.
Потихоньку развивается Шерегеш, зашевелился Бобровый лог в Красноярске, поступал запрос из Байкальска …
Такой расклад вдохновляет и настраивает на позитив. Если дело-таки дойдёт до реализации всех планов – глядишь постепенно Сибирь станет лидером байк-парковой отрасли страны!




А пока вот он, одновременно далёкий и манящий Марс.


— «Ну что Дима, сделаешь тут эндуро?»
— «Всё в наших руках!»





Протокол IV этапа РЭС 2022 в Белокурихе

Полная коллекция фото с проекта от Ольги Кочкиной

Полная коллекция фото с алтайского этапа РЭС от Юры Шумейко
Видео с места эндуро событий от Романа Рыженкова

Автор — Дмитрий Бахонько
Фото: Ольга Кочкина, Юрий Шумейко, Игорь Кустов


Комментарии (15)

+2
Как же классно было поучаствовать! По мере чтения заново пережил весь тот позитив… Мы, те самые томские, очень рады были увидеть анонс повтора. Ждём лета с нетерпением!
avatar

baguio

0
5 минут на трассу на перепаде 250метров — хороший результат. А как осуществляется подъём вне дней соревнований? 
avatar

_va

+1
Заказывается грузовик на заброски. Если хотя бы на троих делить — уже относительно недорого выходит.
avatar

4ogori

+37
Всем советую после РЭС в Белокурихе проехаться хотя бы пару дней по региону, а лучше недельку ;) Природа, быт и виды впечатляют! Чуйский тракт, Марс, Ретранслятор и много других мест будут вспоминаться еще долгие годы.










Последний раз редактировалось
avatar

beast

+15
да и покатать есть где...
За РЭС в Белке спасибо большущее оргам!


avatar

KIV

0
То есть ехать на тачке рекомендуется?
avatar

Iscander

0
ехать можно по всякому:
— на тачке
— автобус (из городов Сибири)
— на поезде (до Барнаула или Новосиба) и потом автобус или тачка
— на самолёте (ближайший аэропорт Горно-Алтайск, 150 км от Белокурихи)
все вопросы по трансферу из аэропртов и вокзалов решаются быстро и без проблем через Центр Туризма
avatar

fun2mass

+1
Если есть +неделя свободного времени и хочется посмотреть матушку Россию, то конечно на своей тачке! На гонке я встретил знакомого из СПБ, который приехал на машине. Один. 4500км в одну сторону. Ну вот нравится человеку путешествовать!)))

Я летел из СПБ в Новосиб и там подбрасывался на машине. Пару дней джетлаг давал о себе знать, поэтому лучше брать эту пару дней на акклиматизацию. Мне казалось я оказался на другом конце нашей страны, а оказалось не доехал даже до половины. Поэтому всем, кто хочет осознать масштабы — рекомендую ехать любым способом. Результат гарантирован!
avatar

beast

+17
Если есть +неделя свободного времени и хочется посмотреть матушку Россию, то конечно на своей тачке! На гонке я встретил знакомого из СПБ, который приехал на машине. Один. 4500км в одну сторону. Ну вот нравится человеку путешествовать!)))

Неделя только уйдёт на дорогу. За это время увидишь не Россию, а трассы, заправки и обосранные кусты на обочинах. Истратишь на топливо и замену масла больше чем на перелёт, а ещё в дороге бывают поломки и происшествия, которые могут здорово выбить из графика. В пути надо как-то питаться в придорожных заведениях не лучшего качества (на сухпайке из багажника несколько суток не протянешь, а готовить нормальную полевую еду некогда). Где-то ночевать, если ваш автомобиль не оборудован спальником (и душевой). Тут тоже плохая новость — в матушке России не развиты кемпинги вдоль трассы (где можно переночевать в своей палатке), подходящие места, проезжая транзитом вы не найдёте, придётся искать гостиницы, съёмные квартиры и тому подобное. Это так же повлечёт расходы. Говорю всё это, как человек «которому нравится путешествовать») Поэтому, из европейской части рекомендую всё же перелёт или даже поезд.

Насчёт поездки в Горный Алтай из Белокурихи, тут тоже надо понимать, что только на дорогу уйдёт два дня миниум. А Горный Алтай большой, весь его за неделю не посмотришь. Можно, конечно, проехать по Чуйскому тракту туда-обратно, заехав в пару растиражированных мест, типа того же Марса, но стоит выделить время посетить вдумчиво пару мест, выделив по два-три дня. Там есть где, кстати, и катнуть, но, таких мест немного. Да и катание там не главное, можно просто побродить налегке или с рюкзачком.

Алтай — это космос, мы, живя тут неподалёку, годами продолжаем открывать его для себя. Желаю и вам побывать там, а тем, кто ещё не был, могу только позавидовать)
avatar

ivan_schetkin

+8
Получается один из четких вариантов за ранее послать весь скраб и велики транспортной компанией, а самому налегке на самолете и обратно также
avatar

Iscander

+8
Именно так (ТК и авиа налегке) в этом году я поколесил по Горному Алтаю. Годный вариант
avatar

SPY

0
*записал в блокнотик
avatar

amstafff

+15
Вместо привычных слов благодарности, скажу о вашем творчестве вообще и пережитых в Белокурихе событиях так.
Все эти гонки, трассы, их оформление и наполнение наполнены смыслами, зачастую совсем не велосипедными и даже не спортивными, многие из которых лежат не на поверхности, и я до сих пор не уверен, что разглядел их все. Но шутка в том, что даже сам маунтинбайк играет в этой постановке лишь вторую роль..
avatar

ivan_schetkin

+1
т.е. копать — не перокопать!
что в реальном, что в переносном смыслах ))
avatar

fun2mass

+1
Развитие байк-парков — это круто!
Насчёт фрирайдных мест мысли двоякие. На Алтае есть локации, похожие на то, что мы иногда видим в мтб-фильмах. Вот эти например, которые на фото в посте. Допустим, кто-то там катался и знает, как туда проехать. Но этот кто-то стоит перед выбором: либо молчать и оставить разнос этих локаций на неопределённое  будущее, либо опубликовать и наблюдать примерно то, что стало с некоторыми пещерами, когда появились gps и интернет-форумы. И да, нам надо где-то кататься, и чтобы кругом красиво было. Непонятно, непонятно. 
avatar

Redrider

Комментировать


Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.