Raido — Велосипед и спорт во Франции и Швейцарии - взгляд изнутри
Часто на наших отечественных форумах, посвящённые маунтинбайку и гоночным офф-роуд дисциплинам, мне встречаются упоминания того, какие в Европе хорошие гонщики, как они на велосипедах для циклокросса ездят даунхилл аки бессмертные, и как в общем-то «там» всё продвинуто. Как все мы знаем, то, что видно на поверхности — это, в большинстве случаев, только вершина айсберга, начинается же всё гораздо «ниже» и раньше. Целью данной небольшой заметки является не желание открыть Америку, но познакомить уважаемого читателя с некоторыми аспектами французской и швейцарской велосипедной жизни, которые отчасти участвуют в образовании этого фундамента.
Данная заметка является моим восприятием происходящего, и не претендует на исчерпывающую объективность.
Климат
Начну с самого базового — климата. Он здесь достаточно мягкий, нет сильных морозов. Немного холоднее на севере Франции и Швейцарии. Тем не менее, по российским меркам он всё равно мягкий. На шоссе уже можно тренироваться в последнюю неделю-две февраля, когда подтаивает и подсыхает немногочисленный снег на дорогах. Снега, кстати, может выпасть много (30-60) см — но в пределах 5ти раз за зиму, судя по моему, не больше. В то же время, ветра достаточно сильные (до 75 км/ч), но это опять-таки — несколько дней/недель за зиму. В общем и целом, зима мягкая, лето жаркое, что создаёт идеальные условия для шоссе и кантри. На юге (например, Cavalaire-sur-Mer) становится тепло достаточно рано, и большинство не берёт неделю отпуска и накатывает первую тыщу как раз в конце февраля.Рельеф и застройка.
Если ты живёшь в деревне с населением 10 000 человек, то выехать за город покататься гораздо проще, чем выехать за город покататься из Москвы. Процесс выезда в больших городах де-мотивирует. Тут же вскочил на байк, 10 минут — и ты в каком-никаком, а лесу. Да, мне повезло — сейчас я живу в предгориях Журы (Jura mountains — Jurassic period), но был и в центре Франции, и кое-где в Швейцарии — с точки зрения тренировок и велика лес очень доступен для местного населения.Конечно, не везде и во Франции рай, есть районы абсолютно без леса, равнинные — и таких достаточно. В этом случае, в регионе может развиваться шоссейный спорт и циклокросс (между виноградников!).
Дороги и водители
В следствие мягкого климата дороги находятся в более приемлемом состоянии, чем в России. В горах, где перепады температур выше, заметны эрозия и общее разрушение асфальта, особенно во Франции, где дороги значительно хуже, чем в Швейцарии.Самое же главное — водители, которые уважительно относятся к велосипедистам. По крайней мере, на дороге. Либо они спокойно едут за тобой, либо обгоняют по полосе с минимальным расстоянием в метр, фактически — по полосе встречного движения. Как было написано в FAQ по сдаче на права в Швейцарии, «на дороге есть три бога — пешеход, велосипедист, и общественный транспорт».
Велосипедисты, тренирующиеся на шоссе, кстати, очень сильно нервируют россиян в Европе, даже постоянно живущих. Тут, в общем-то, считается в норме занять всю полосу двумя велосипедистами, что просто как красная тряпка. Вообще, с увеличением иммиграции в Европу более молодых народностей уровень толерантности на дороге падает, что может негативно отразиться в будущем на шоссейниках.
Также, и Франция и Швейцария характеризуется высокой плотностью асфальтированных дорог, а также автомагистралей, которые пропускают через себя основную массу тяжеловозов, и обеспечивают хорошую связанность и быструю доступность различных регионов. Региональные и департаментные дороги загружены слабо и поэтому относительно безопасны.
Система клубов.
Во Франции и франкоязычной Швейцарии я не знаю региона без велоклуба. В каждом регионе, городе, населённом пункте есть клуб. Это, зачастую, частные объединения, но есть и с поддержкой местной администрации. У клубов, особенно больших и с сильной командой, есть спонсоры — часто, это сети супермаркетов, магазины, частные предприятия. Все спонсоры «печатаются» на джерси. Во Франции это часто сети Intersport, Carrefour, Intermarché, L'Eclerc, банк Crédit Agricole, в Швейцарии — банк Raiffeisen, более мелкие частные предприятия и магазины.Например, так выглядит форма одного из двух клубов региона Pays de Gex департамента Ain, красным выделены лэйблы спонсоров клуба:
Членство в клубе стоит денег — в моём случае, ежегодный взнос составляет порядка 70 евро. Взамен ты бесплатно получаешь джерси и велотрусы на лямках с символикой клуба. Кроме того, поскольку клуб — это объединение людей по интересам, то становится проще договорится о трансфере на гонку. Так же в распоряжение участников клуба может предоставляться «клубный» автомобиль с крепление для великов, что отлично подходит для транспортировки 4х человек на гонку. Так же, в случае циклокросса, можно получить необходимую техническую поддержку во время гонки от клубных механиков/добровольцев (если таковые имеются).
Самое же важное, на мой взгляд, что в каждом клубе есть "école de cyclisme" — велошкола, своеобразный «курс молодого бойца для велосипедиста».
École de cyclisme
Велошкола часто состоит из шоссейной секции, и КК-секции, как наиболее популярных направлений. Если у клуба есть средства, то у клуба есть тренер, если нет — то нет, что, в общем-то, совсем людей не волнует — они организовывают всё своими силами. Занятия разделены по возрасту — для кадетов-юниоров, и для юниоров и выше. Содержание тренировок зависит от организатора. Занятия секции кросс-кантри, которые мне удалось посетить, включали в себя:
- велоориентирование
- езду по простой пересечённой местности
- езду по простым горам
- тренировки «базовой техники» — как рулить между расставленных шашечек, как заезжать апхиллы, как съезжать
В моём клубе один таких преподавателей — действующий гонщик-любитель из категорий Seniors (>40 лет), который регулярно показывается в топ5 гонок регионального масштаба Швейцарии и Франции.
Вообще, клуб — источник всяческих благ. Через клуб можно купить велики с хорошими скидками (не всегда). Клуб устраивает ярмарки по распродаже/обмену компонент (стоит немного денег, и клуб забирает 15% от выручки). В общем, клуб — это то, где ты начинаешь свою велосипедную и — если хочешь — гоночную жизнь. Так же бойцам велошколы обеспечивают трансфер и помощь на гонках, там, где это необходимо — т.е. циклокросс и шоссе.
Если вы заметили, я не использовал слов «спорт» и «результат». На этом этапе они мало кого интересуют, гораздо важнее слова «удовольствие», «любовь к занятиям» и «общее развитие». Никаких разрядов, зачётов, званий, ничего. Просто приезжай и катайся со сверстниками. Лично у меня создалось впечатление, что во главе угла стоит прогресс и сохранение интереса к занятиям, что бы ребёнок не «наелся» раньше времени.
Лицензии и прогресс.
Во Франции каждому, кто имеет отношение к гонкам, положена лицензия Fédération Française de Cyclisme (FFC) (в моём случае стоила 90 евро), она же — UCI лицензия. Французская шоссейная система достаточно комплексная, кросс-кантри — простая. На шоссе ты начинаешь с самой нижней — третьей — категории с соответствующей лицензией. При входе в «очковую зону» — первые 20 мест — ты получаешь рейтинг. При наборе определённого рейтинга — переходишь автоматом вышe во вторую категорию с выдачей новой лицензии; при этом, запрещается в дальнейшем участвовать в гонках 3й категории.Количество же лицензий первой категории ограничено тремястами в год на всю Францию. Вычисляется региональная квота и квота на департамент. Например, будучи самым могучим велосипедным регионом, на регион Роны и Альп выделяется 107 лицензий первой категории из трёхсот. Для «взятия» первой категории необходимы так же очки, которые ты набираешь финишируя в топ20, плюс дополнительно, если хочется перейти прямо во время сезона, нужно иметь несколько топ5 финишей. Гонки 2й категории — это гонки регионального уровня, т.е. между департаментами.
И так, вот ты проходишь вплоть до 1й категории. 1я категория — это так называемся элита, гонки национального уровня. Тут твой прогресс весьма сильно зависит от команды, ибо команда в современном шоссе — это фундамент. Тут кончается личный и начинается зачёт командный в категориях DN3, DN2 и DN1. Есть несколько гонок национальной серии, в которых команда клуба может заработать очки и повысить свой рейтинг и перейти из одной категории в другую. Ну а далее — это уже континентальные гонки и гонки ПроТура, насколько мне удалось выяснить :) В гонках 1й категории допускается участие иностранных команд. Например, на гонку многодневную гонку первой категории Tour de Pays de Gex регулярно приезжают вторые составы «Катюши», «Кофидис» и прочих известных команд.
Французские системы циклокросса и КК достаточно просты — департаментные, региональные, и национальные гонки. Хорошо едешь в регионе — идёшь на чемпионат департамента. Заехал на определённые места там — едешь на гонки национального уровня, т.е. кубок Франции и чемпионат Франции. Таким образом, может получиться так, что ты за один/два года достигнешь национального уровня — так случилось с сыном моего коллеги, который в юношестве отдавал предпочтение байку, а не шоссейнику, и за пару лет достиг национального уровня Франции по юниорам. При этом, поддержка, сервис и железо легло на плечи его папы %)
Окей, ладно, а что со Швейцарией? По закону, каждый находящийся в Швейцарии больше 3х месяцев, должен иметь медицинскую страховку. Если человек участвует в гонках — он просто подключает опцию стахования от всяких бед во время спортивной деятельности. Таким образом, любителям лицензия не нужна — на региональные гонки можно просто приехать и участвовать, как КК, так и шоссейные. Лучшие среди любителей кросс-кантри получают лицензию элиты и участвуют в UCI гонках первой и второй категории, в национальном кубке — BMC Racing Cup, — и чемпионате Швейцарии. В BMC Racing Cup также могут участвовать и любители в отдельной категории. Национальный уровень Швейцарии в кросс-кантри исключительно высок, и представлен фамилиями, которые внушают ужас и страх и заставляют сердце подкрадываться к пяткам: Саузер, Наф, Шуртер, Фришнехт, Гужан, Вогель, оба Флюкигера, Гигер и многие другие, менее известные гонщики. Это как иметь Пита, Гвина, Грасию, Лопеса и Хилла на клочке земли в половину Тверской области. Также частенько наезжают варяги: немцы — Милац, например; французы — Абсалон, Танпье; итальянец Марко Фонтана заглядывает; и прочие. В условиях сильнейшей конкуренции действительно отбираются только лучшие из лучших.
Например, приведу постер одного из этапов кубка Швейцарии, он же BMC Racing Cup, в Muttenz:
Шоссейная система Швейцарии в общем и целом совпадает с системой КК.
Так же, характерно отсутствие разрядов как таковых. Твоё звание — это твоя лицензия, а дальше только конкретный результат. Никаких нормативов, разрядов, разномастных КМС/МС/МС МК, и прочего. Спорт, в значении регулярных тренировок, появляется на рубеже гонок второй-первой категории, где ты сталкиваешься уже с талантливой молодёжью, которой хочется уже немного больше, чем кататься, — многим уже нужен результат, у многих есть своего рода наставники, с которыми они полноценно тренируются — часто это сами бывшие профессиональные гонщики и спортсмены. Так начинается тот спорт, из которого выросли все вышеперечисленные легенды.
Доступность велокомпонент.
Уровень жизни в Европе достаточно высокий, т.е. достаточный для того, что бы тратить порядка 10 000 — 15 000 рублей в месяц на компоненты могут позволить себе многие. Родители широко спонсируют детей — я был в шоке, когда увидел такое количество карбо-колёс под «трубки» и сменных велосипедов на чемпионате департамента по циклокроссу в юношеских категориях. В общем и целом, люди предпочитают здесь просто покупать новые компоненты, чем ремонтировать старые. За деньги можно найти всё угодно, скорость доставки компонент внутри Европы — в пределах одной недели.Краткий сравнительный анализ и явные отличия
- Абсолютно разное понятие велошколы. В России велошкола — это спортивная секция с тренером, в которой дети занимаются спортом. Во Франции/Швейцарии — это скорее первая ступень, где ты получаешь навыки и удовольствие. Спорт начинается много позже.
- Как следствие, разный изначальный посыл. Здесь спорт — это «выхлоп» от 350 любителей, выходящих на старт региональной гонки. У нас же спорт — это спортшколы и результат, а также школы Высшего Спортивного Мастерства. Абсолютно разное понятие и принятие гонок как событий массового развлечения, а не узконаправленной спортивной ориентации.
- Клуб — поддерживаемый и спонсируемый фундамент как французского, так и швейцарского велоспорта. И Абсалон, и Шуртер принадлежали и принадлежат какому-то маленькому клубу. Недаром на этапе КМ в Ля Бресс я видел гонщиков клубов, хорошо представленных на региональном уровне, с членами которыми не раз сходились в апхилльной схватке :) У нас, насколько мне видно, клубная система находится в самом начале своего развития, соответственно — меньший охват. Меньший охват — меньший отбор. Меньший отбор — ещё меньший процент уходящих в «спорт высших достижени».
- Куда более высокий уровень толерантности на дорогах к тренирующимся.
- Более высокая доступность велокомпонент в виду их меньшей относительной стоимости. Когда я жил в Твери и получал 24 000 рублей — очень неплохую зарплату года 4-5 назад — то покупка новых колёс за 12 000 рублей была для меня чем-то из области фантастики :) Кроме того, зачастую велокомпоненты в России стоят дороже, чем зарубежом, что вступает в противоречие с банальной логикой: люди, получающие меньшие деньги, не могут и не должны платить больше за тот же самый переключатель или вилку. К чести многих магазинов, они пытаются идти на встречу людям и делать всякие скидки — но это далеко не всегда и не везде, и сильно зависит от менеджерского состава.
- То, что невозможно исправить — это более тёплый климат, общая компактность, связанность и обилие подходящего рельефа и леса зачастую в «шаговой» доступности. Т.е. очень сложно быть конкурентным спортсмену, который живёт в таких условиях и ориентирован на результат. Поэтому, зачастую, невозможно требовать результатов сходных европейским от наших спортсменов, которые изначально находятся в более проигрышных условиях. Это не оправдание, но призыв как минимум к здравой оценке происходящего.
- Все страны, производящие крутых чемпионов — это велосипедные страны с очень долгой историей внедрения велосипеда в культурную жизнь. Голландия, Бельгия, Швейцария, Испания, Франция, Англия, Италия, Германия — это страны, где велосипед — это часть культуры, часть жизни общества. В самосознании жителей уже есть уголок, который занимают велосипедисты в их мировосприятии, и для них лайкра это не признак гомосятины, а признак достойного занятия. Думаю, на это ушли годы.
На этом я бы хотел закончить своё короткое повествование. Выводы я предоставляю делать вам, и надеюсь на разумное и, по мере сил, объективное обсуждение. Напоминаю, вышеизложенное является моим осмыслением увиденного и услышанного, и не претендует на звание истины в последней инстанции.
В виду вышесказанного, отдельно хотелось бы отметить, что понастроив жестких трасс с зубодробильными спусками-пулялками-съезжалками, нельзя расчитывать на появление элиты мирового уровня на следующий день — и, возможно, даже на следующий год. Как и везде, требуется планомерная эволюция и изменения сознания людей, их уровня восприятия и понимания трасс, а так же ответственности организаторов в плане оповещения находящихся на трассе о грозящих ему опасностей во избежании несчастного случая. Личная безопасность участника (в тех пределах, насколько это возможно) — залог спокойного сна организаторов.
Небольшое обновление: как верно было замечено Денисом Кабаненым, в Финляндии, например, так же достаточно любителей и клубов, но нет такой развитой системы, как во Франции. Если в общем и целом посмотреть на Европу, то у каждой из стран, есть некоторые особенности, своего рода национальный колорит:
- Эстония — много любителей, но полное отсутствие профессионального велоспорта;
- Германия — не смотря на популярность триатлона, и так же статуса велосипедной страны, со времён Яна Ульриха нет заментных шоссейных профиков и команд. Знакомый немец объясняет это допинговыми историями вокруг шоссейного велоспорта. Тем не менее, есть сильная МТБ команда;
- Финляндия — регулярно производит лыжников и автогонщиков, но не производит профессиональных велосипедистов;
- Бельгия — страна фанатеет от циклокросса, в меньшей степени от шоссе (тоже с лёгким ароматом кросса), несмотря на наследство Эдди Меркса, и совсем мало от МТБ.
Надеюсь, что был хоть сколько-нибудь полезным.
В статье использовались фотографии Christophe Jacquemet (отсюда) и Matteo Mara (отсюда)
-
добавить в избранное
4
- +146
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (49)
Из своего опыта добавлю, что в городке 60-80 тысяч человек(600км от Стокгольма, Швеция) и 10-20 катающихся экстремалов выбили(и может что то еще) порядка 60-120 тысяч рублей и территорию для катания. При мне за день строилась на арендованном бобкете серия небольших дертов и еще куча всего, вспоминая сколько копается один дерт у нас в Бутово, мне было интересно)
twice
Ajax
YakuT
AleksandrSimonov
WDW
Там они за это деньги еще получат, а у нас? на халяву уже не хочется ничего делать, лишь для себя, т.к. это потребность.
В разных городах — разные ситуации, так же и в зарубежье.
И кстати, над КК там стебунся не фигово, если честно)
только презрение там фигурирует не всегда.
YakuT
WDW
YakuT
WDW
Raido
AleksandrSimonov
Ajax
AleksandrSimonov
WDW
Можно оценивать это по разному и рассматривать с разных позиций, но это, тем не менее, факт.
Raido
Что так же перекликается с написанным в топике, что у них основа спорта — клубы, у нас — спорт.организации:)
dracoola13
AleksandrSimonov
WDW
Да, у нас сурово с велосипедом и им по тучи причин занимаются сейчас только очень сильно погруженные в это дело люди, любителей в европейском понимании (семья мама-папа-сын-дочь) у нас нет. Но это не повод делать соревнования для уже серьезно погруженных байкеров очень простыми и любительскими, зачем ломать что-то, чтобы вместо этого строить?
Надо проводить новые соревнования, абсолютно другие. С ориентацией не на результат, а на процесс, где все построено не вокруг мысли «выявить сильнейшего», а вокруг «хорошо провести время». Пытаться менять существующие соревнования = не добиться результата и испортить имеющиеся гонки.
Отличный пример — пост про Pass Portes du Soleil от Вадоса. Это вообще не гонка, даже время не замеряют. Тысячи участников. twentysix.ru/blog/106827.html
Val
Естественно, что нужны мероприятия и базового уровня, и продвинутого — больше и разных! Главное — не погружаться в погоню за мифическим результатом и титулом «короля горы». В этом и состоит прогресс — движения от более простому к более сложному.
Например, возьмём трассу ЧМ по марафону. На ней было организовано несколько кругов разной длины, и каждый мог выбрать себе трассу по силам.
Или возьмём трассу другого французского марафона — La Forestiere. Есть зачёты для короткой гонки на 40 км, на 60км, на 80км и на 100 км.
С другой стороны, легко говорить, когда на старт выходит 300-400 человек, и несколько тысяч, как на Roc D'Azur, но как пример возможно организации ивентов по силам массам — а именно от масс всем приходит прямой профит, а не элитных единиц — вполне потянет.
Как говорится, «каждая гонка — должна быть праздником жизни и спорта», с великолепной и дружественной атмосферой, и по силам участникам!
Raido
Старт в небольшой асфальтовый подъем, переходящий в нериальный торчище. выехали на грунт. завершили подъем, проехали по лесочку с парой корней, спустились по траве и на финиш.
im66
befaster_ru
Так что, имхо, довод о том, что у нас климат не позволяет, не совсем корректен. У нас страна настолько большая, что у нас есть чуть ли не любой климат. Другое дело, что доступность передвижения внутри страны и мобильность где то в районе плинтуса находятся.
AleksandrSimonov
kominet
AleksandrSimonov
YakuT
d1tritus
fpden
Ajax
fpden
представил ролики Бендерони с ручным медведем вместо собаки на пинке ))
BoogieMan
d1tritus
YakuT
DenisV
MaksimLetunov
Raido
Штук 30 их, коровы с телятами. Погладить не рискнул, но на два метра подпускали. 40 км от Минска.
asx
SiriuS
Из своего — лисы (как минимум пару сбитых наблюдал в радиусе 5 км от города), лось (это конкретно в лесах, около Иремеля, но судя по количеству помета на дороге — крупного зверья там МНОГО). Самое здоровое замеченное вблизи от цивилизации — сравнительно небольшой кабан, буквально на границе Авдона (город-спутник Уфы мелкий, до большого города километров десять максимум, до федеральной автотрассы — два).
Gourry
SiriuS
asx
AnatolVasin
sladkovm
Вот так у них КК выглядит…
asx
Спасибо за статью! Надеюсь использовать её в наших краях, как аргумент в пользу создания клуба.
WDW
dima5114
Согласитесь, что хороший велосипед доступен только обеспеченным жителям больших городов, где хоть как-то можно зарабатывать.
Для взрослых жителей глубинки велосипед, прежде всего, является необходимым средством передвижения до работы/магазина. Хорошо, если велосипед вообще есть и он исправен, т.к. на покупку нового деньги достать очень тяжело.
Клубы это конечно хорошо, бескорыстно работающие на них энтузиасты еще лучше! Но это может быть только там, где человек, работая кем угодно вкл. дворников и другие не самые почетные профессии, может обеспечивать себе достойный уровень жизни, при этом еще иметь время на хобби и отдых. В нашей стране труд людей оценивается по другой системе и ресурсы распределяются иначе, чем в «культурной» Европе. Но мы всё-равно сильнее их благодаря генетической стойкости ко всему и силе духа.
Ausvise
SergeySavin
NapsterClash