Lenin_TC — Чемпионат мира глазами спортивного фотографа
Ложка, как говорится, дорога к обеду. Но и к следующему обеду она пригодится! В честь стартующего на выходных
Пролог
Приключения должны быть приключенческими с самого начала! – подумал я и совсем неспеша пошел подавать документы на визу.
Друзья спросили:
– Когда будет готова?
– 26го числа.
– Отлично, значит планируем вылет на 27ое!
Ближе к 26 августа меня начали терзать беспокойные мысли. Но я специально не стал звонить в визовый центр, чтобы не расстраивать себя. Раньше никогда задержек не было, и пошел наобум. Жду своего вызова, передо мной разговаривают две женщины средних лет:
– У вас какого числа должны были сделать?
– Двадцатого.
– Вот, и мне тоже, а только сейчас выдали.
Внутри затаилось нехорошее предчувствие… Настаёт моя очередь, подаю документы в окно. Девушка спрашивает, узнавал ли я о готовности визы по телефону. Нет, говорю. Ну хорошо, сейчас посмотрим. Смотрит в шкафу за спиной.
– А ваша виза ещё не готова, она на рассмотрении в консульстве.
– ….
Похоже, она всё прочитала по выражению моего лица, и спросила, мол, что-то не так? Выслушав историю о том, что я завтра с утра должен лететь на Чемпионат мира, и даже переспросив, какой именно чемпионат, девушка отошла с кем-то проконсультироваться и сказала приходить через три часа.
Уж не знаю, действительно ли был мой паспорт в консульстве и за это время его оформили и доставили курьером в визовый центр, или же паспорта просто лежали в «искусственной» очереди, но через три часа мне выдали все документы и я, с облегчением вздохнув, отзвонился друзьям – всё отлично, мы едем!
Поездку мы вместе с Trial Group планировали давно, но способ передвижения и точные даты вылета определились лишь за пару дней до старта :) Сперва мы хотели устроить большой тур через всю Европу на машине. Однако приятель, который давал нам автобус год назад на поездку в Норвегию, в этот раз не мог его выделить, да цены на бензин, возросшие из-за падения рубля, значительно увеличили бы бюджет.
Было решено лететь из Финляндии в Барселону, а там брать в аренду машину и ехать в Андорру. Сказано-сделано! И вот мы уже сидим в аэропорту Хельсинки в ожидании вылета.
Тут всплыл ещё один нюанс… При бронировании почему-то было дешевле взять каждому билет в отдельности, чем покупать на группу. И теперь из Хельсинки до Франкфурта мы летим все вместе, а из Франкфурта до Барсы на двух разных рейсах с интервалов в полтора часа. Не страшно, но неожиданно.
Наконец-то добравшись до Испании, мы пошли на стойку Firefly за нашей машиной. Но и там нас ждал сюрприз, кстати, не последний в этот день. Юра, который оформлял автомобиль, решил, что наличка в Андорре ему не понадобится, взял только карточку, а кошелёк, в котором в том числе лежали права, оставил дома… Пришлось оформить машину на меня, как на единственного человека, у которого были с собой международные парава. Вот только стаж вождения у меня на тот момент был всего пару месяцев. И, в отличие от своего дизеля 2.2, к которому я уже привык, водить Toyota Verso с бензиновым 1,8 (или даже 1,6, точно не помню) поначалу оказалось крайне непривычно.
Поскольку нас было много, нам нужна была машина с третьим рядом сидений. Пару лет назад, путешествуя по Теренифе, мы прекрасно помещались в Opel Zafira. Сейчас же на парковке мы зашли в тупик… Как мы не пытались упаковываться, места категорически не хватало. Получалось, что каждый должен был сидеть в обнимку с сумкой. Через пару минут пришло озарение – тогда на Тенерифе нас было шесть, а сейчас мы пытались упаковаться в Тойоту всемером! Кажется, такой загрузки она до этого не видела и ещё не скоро увидит. Больше всего повезло водителю, то есть мне :), у которого хотя бы на ногах ничего не лежало.
Время уже около 10 вечера, давно стемнело. Всё готово — выдвигаемся в Андорру, где нас должен встретить Женя, который помог нам найти съёмную квартиру, зачительно дешевле всяких airbnb. Женя – это наш приятель, триалист из Москвы, который сейчас работает в Андорре. Да, вместо навигатора у нас были оффлайн карты maps.me (на тот момент функция навигатора ещё не была доступна), но дорога в целом была несложная.
Добравшись к полуночи до Андорры и встретившись с Женей, который проводил нас до дома, уставшие и голодные мы мечтали об ужине. Часть продуктов была привезена с собой: крупы всякие, каши. Сейчас сварим овсяночки и чаёк поставим! Да не тут-то было! Похоже, квартиру сдавали первый раз, и она была практически пустая… то есть столы, стулья, плита, холодильник были, а вот посуды — никакой! Ни чайника, ни кастрюль, ни тарелок… Договорившись с Женей, что он нам на следующий день принесёт немного посуды из дома, все легли спать.
С утра, всё ещё голодные, но уже хотя бы выспавшиеся, мы стали потихоньку осозновать, что мы наконец-то в Андорре. Мы жили в местечке Anyos. За окном открывался красивый вид на горы, в квартире оказался небольшой балкончик, куда было приятно выходить по утрам с чашечкой кофе, а если обойти дом и подняться на небольшой холм, оттуда была видна La Massana и центральные подъёмники, ведущие к трассам Чемпионата мира!
Первые несколько дней у нас были свободные. Соревнования ещё не начались, даже центр аккредитации открывался лишь на следующий день после приезда, и у нас было достаточно времени, чтобы освоиться, посмотреть все трассы, немножко попутешествовать по Андорре и съездить погулять в Барселону.
После того, как Женя снабдил нас некоторой посудой, а недостающие предметы мы купили в магазине, жизнь стала налаживаться. В квартире был камин и первые тесты показали, что дымоход исправен, можно топить. С этого дня любой выезд в лес сопровождался обязательным сбором дров, благо хвороста и сухих веток/деревьев было достаточно. Во время очередного такого похода за дровами ребята за 10 минут насобирали мешок грибов, из которых получился отличный ужин!
Но перейдём к основному:
UCI Чемпионат мира по маунтинбайку и триалу!
Площадки Чемпионата мира располагались в Ла Массане. Соревнования по триалу проходили в самом городе в долине, а зона кросс-кантри и старт даунхилла находились наверху горы. Надо сказать, что и вся team area с командными автобусами, палатками и фирменными фурами была также наверху. Когда мы разведали подъезд на машине к верхней зоне, нам очень хотелось посмотреть, как же фуры будут карабкаться по этому горному серпантину и вписываться в узкие повороты. К сожалению, этого мы так и не увидели. Возможно, грузовики заезжали в ночное время.
Ещё на подъезде к Ла Массане то тут, то там вдоль дорог виднелись баннеры Чемпионата, и по мере приближения к городу их становилось всё больше.
На улицах самой Ла Массаны баннеры висели на каждом углу. Не было, наверное, такого заведения, у которого на дверях не красовалась бы афиша Чемпионата. Даже в аптечной витрине стоял беговел Commencal! В почтовом отделении продавались марки с символикой соревнований, но необычнее всего были украшены фонарные столбы. На каждом из них висел … настоящий велосипед! В основном это были какие-то детские/дорожные модели, но мы заметили и пару неплохих стритовых байков.
Я забрал свою аккредитацию в информационном центре: каждый спортивный фотограф получает именной бейдж с фотографией, браслет для прохода на подъёмник, парковочный талон на машину, памятку с полезной информацией. Был и приятный бонус от спонсоров – Buff с символикой Чемпионата. Получив в основном пресс-центре, который находился наверху недалеко от зоны кросс-кантри и team-area, жилетку Photo (за которую нужно было оставить залог в виде паспорта или 100 евро), я был полностью готов к работе. О самом пресс-центре расскажу ещё подробнее.
1.09. Вторник – XC элиминатор, командный триал, церемония открытия
Программа Чемпионата мира составлена таким образом, чтобы гонки в разных дисциплинах минимально пересекались между собой. Таким образом, зрители могут успеть посмотреть практически все ключевые старты. Но мне, как фотографу, порой приходилось выбирать, что же важнее и куда пойти снимать.
Для меня день начинался в пресс-центре. Интернета в квартире у нас не было, общаться друг с другом было, безусловно, веселее, но работать сложнее. С вечера я готовил фотографии и статьи, а утром в пресс-центре рассылал новости, проверял почту. Взять стартовые протоколы, чтобы следить за номерами спортсменов и порядком старта, выпить чашечку кофе — и вперёд. Практически каждое утро в пресс-центре проходили ‘Photographer meeting’, посвященные предстоящему соревновательному дню.
Все фотографы, кто работает на Чемпионате мира, не первый раз снимают такие события и знакомы с особенностями, однако шеф-фотограф каждый раз рассказывает полезную информацию. В основном речь идёт о трассе и точках съёмки. Фотографы могут свободно перемещаться практически вдоль всей трассы и снимать практически с любой точки. Если в даунхилле трасса огорожена двойной лентой (так называемая «зона безопасности», где нет зрителей, но могут работать фотографы), то в кросс-кантри подобный нейтральный коридор есть невсегда. Зрители могут стоять плотным коридором прямо вдоль всей трассы. На этот случай в наиболее эффектных местах для фотографов сделаны специальные «островки», откуда они могут беспрепятственно снимать. Но есть и ряд ограничений. Например, фотографам нельзя перекрывать зоны работы телевидения. Все эти моменты обсуждаются на брифинге.
В первый день проводились соревнования по ХС элиминатору и командному триалу.
ХС элиминатор
Элиминатор – это своеобразный кросс-кантри спринт. Четыре гонщика одновременно стартуют на короткий круг, первые два выходят в следующий тур. От России в мужском зачете участвовал Антон Гоголев. Трасса элиминатора в Андорре оказалась довольно скучной – асфальтовый старт, несколько плоских поворотов на полянке с лёгким уклоном, далее уход на синглтрейл, поворот в горку на 180 градусов, обратно на асфальт и финишный спринт. По хорошему, обогнать можно было только на старте, либо на финишном подъёме.
Трасса была скучная и плохо просматривалась зрителями – весь синглтрейл шел параллельно стартово-финишному участку, и чтобы к нему подойти, приходилось обходить всю трассу и спускаться в лес. Самое зрелищное, что доставалось зрителям – это эффектный старт и финишные разборки.
Антон Гоголев успешно преодолел квалификацию, но в первом же заезде выступил неудачно. Заняв со старта третью позицию, он атаковал лидеров в развороте на последний подъём, когда они замешкались, но в самом подъёме итальянский спортсмен подрезал Гоголева и не позволил сохранить преимущество. Есть мнения, что итальянец нарушил правила и превысил допустимый контакт, но тренерский штаб не стал подавать апелляцию.
На финалы мужских заездов, а также на женские старты я не остался, а отправился вниз в Ла Массану на соревнования по командному триалу.
Командный триал
В этом году соревнования по командному триалу впервые проводились по новым правилам. До этого в зачет шли просто результаты в личных соревнованиях. Сейчас же сделали отдельный контест, который стал более зрелищным и обозримым для зрителей.
Для соревнований построили один большой сектор. Сектор разделён на пять частей. В каждой части отдельный набор препятствий. На каждом наборе препятствий разные варианты прохождения, обозначенные соответствующими воротами, в зависимости от уровня сложности. В команде 5 человек, по одному из каждой категории – Девушка, Юниор 20”, Юниор 26”, Элита 20”, Элита 26”. Конечно, можно участвовать и меньшим составом, но и баллов команда тогда наберёт меньше. Задача – пройти сектор, зарабатывая на каждом участке баллы за прохождение ворот. Например, сильный юниор может принести команде больше баллов, пройдя в ворота элиты, или наоборот спортсмен из элиты может пройти в более лёгкие юниорские ворота, сэкономив при этом силы и время для следующего препятствия.
В итоге получился очень интересный формат, где все спортсмены проходят препятствия по-разному. По правилам, если райдер ставит ногу или получает штрафной балл, то очки на этом участке ему не засчитываются, и он может сразу ехать на следующий. Поэтому тут никто не лез с ногами, как это часто бывает на классических соревнованиях, а в случае затруднений выбирал препятствия попроще.
Nina Reichenbach
Benito Ros
На соревнования заявилось 10 команд, однако, в последний момент Англия и Словакия снялись из-за малого числа участников. Вообще лишь 4 команды были представлены в полном составе, остальные имели по 3-4 спортсмена.
Первое место ожидаемо заняла команда франции во главе с Венсаном Эрмансом (Vincent Hermance). Надо сказать, что у Франции настолько сильная сборная, что, например, действующий чемпион мира Жиль Кустелье стоял среди зрителей. Второе место досталось сборной Швейцарии, которая, кстати, не имеет таких ярких лидеров мирового триала в своём составе (вот вам и командная работа), третье место за сборной Германии.
Vincent Hermance
Триал снимать всегда приятно! Во-первых, это моя родная дисциплина. А во-вторых, тут нет такой суеты и толпы фотографов, как на кросс-кантри или даунхилле. Только итальянец Marco Patrizi, с которым я уже успел сдружиться за два чемпионата.
После завершения соревнований по триалу нас ждала церемония торжественного открытия в Ла Массане. По главной улице прошел парад музыкантов и сборных. На удивление, многие сборные были представлены на параде крайне скудно, либо за них шли одни триалисты (которые соревновались тут же через дорогу). Вероятно, даунхилльщам и кантрийщикам было неохота спускаться сверху горы.
Открытие проводилось в зоне финиша даунхилла. После торжественных речей и эффектного дропа Седрика Грассии в сопровождении фейерверка, был поднят флаг Андорры и UCI, и Чемпионат объявлен открытым!
2.09. Среда – Командная эстафета кросс-кантри
Во второй день Чемпионата было одно незапланированное мероприятие. Накануне вечером мы, как уже стало обычно, поехали в магазин за продуктами в столицу Андорра-ла-Веллью (благо ехать до столицы 10 минут). Пока мы стояли на улице, и ждали остальных ребят из магазина, я обратил внимание на афишу с какими-то велогонщиками, которая была развешена по всему городу. В Ла Массане таких плакатов не было, там всё пестрило Чемпионатом мира. Подхожу, читаю: “Vuelta a España 02.09”!
Оказывается, на следующий день в Андорре должен проходить этап знаменитой шоссейной веломногодневки Вуэльта Испании!!! Через дорогу был Info-point для туристов, там я нашел даже отдельную брошюру, в которой был указан подробный маршрут этапа и примерное время появления гонщиков в том или ином пункте. Мы стали с интересом рассматривать маршрут. Этап стартует в Андорра-ла-Веллье, поднимается на перевал, а дальше едет в сторону Ла Массаны через нашу ….. Стоп! Ещё раз. Не может быть!
Оказывается, гонка пройдёт прямо под нашим балконом! Вот так сюрприз. Я ехал на чемпионат мира по МТБ, а попал ещё и на гонку Гранд Тура! Изучив расписание, мы прикинули, что успеем с утра заехать на командную эстафету кросс-кантри, и потом вернуться до перекрытия дорог домой, чтобы посмотреть Вуэльту, свесив ножки с балкона. Так и было решено!
Командная эстафета кросс-кантри
В командной эстафете кросс-кантри участвуют четыре спортсмена, одна из которых обязательно девушка. Каждый гонщик едет один круг и затем передаёт эстафету дальше. На каком из этапов стартует девушка – команда решает сама. Было непривычно одновременно видеть на трассе мужчин и женщин, карабкающихся в один подъём, ведь обычно мужские и женские гонки проводятся раздельно.
Annika Langvad
Чтобы не создавать завалов, передача эстафеты осуществляется с места. Принимающий стоит у ограды в специальном коридоре на строго отведённом для него месте, а передающий едет по параллельному коридору.
Далеко не все лидеры одиночного зачета XCO участвуют в других кросс-кантри дисциплинах, будь то элиминатор или эстафета. Шуртер, Абсалон, Калентьева не участвовали, а вот Pauline Ferrand Prevot, например, ехала эстафету в составе французской сборной и заняла первое место!
Гонка проходит очень динамично (всего 4 круга), поэтому заснять все интересные места довольно сложно. Я поснимал в большом подъёме недалеко от старта и посмотрел, как происходит передача. Мы уехали недождавшись окончания, чтобы успеть вернуться до перекрытия дорог.
Екатерина Аношина
Сергей Рысенко/Яна Беломоина
Vuelta a España
По всему пути следования гонки уже стояли волонтёры и полиция для перекрытия движения. Мы вернулись домой примерно за час до времени Х. Накануне вечером и непосредственно перед самой гонкой по маршруту курсировала машина, которая вещала по громкоговорителям какую-то информацию для жителей, предположительно, касаемо времени закрытия дорог. Прошлым вечером мы удивились, что это за учебная тревога МЧС, а сейчас всё стало ясно.
Ребята решили расположиться на балконе, а мне всё-таки хотелось поснимать поближе, и я пошел до ближайшего поворота. К сожалению, мимо нас проходил спуск после первого перевала, поэтому гонщики шли ещё довольно плотно и быстро. Какой-нибудь финишный подъём было бы значительно интереснее смотреть.
В один момент мне показалось, что на улице всё застыло – перестали ездить машины, в воздухе повисла тишина. Напряжение нарастало. Постепенно стали просачиваться первые вестники Вуэльты – по одному появлялись полицейские мотоциклы, технички, машины сопровождения. Судя по тому, на какой скорости они проходили все эти повороты, водители там высококлассные!
А ещё чуть позже наверху будто прорвало плотину – из-за поворота вылетают несколько мотоциклов, телевидение, и сразу же за ними группа лидеров! Огромная масса велосипедистов проносится вниз по серпантину. Я нашел довольно удачное место, откуда получилось сделать несколько крупных кадров, поворот на 180º и панорамный вид вниз на серпантин.
Колонна гонщиков промчалась мимо нас буквально за 5-10 минут, но ещё столько же за ними тянулась вереница техничек и машин сопровождения.
Пожалуй, больше чем сама гонка Вуэльты меня впечатлила подготовка и отлаженая организация многодневки. Одно дело трассу в лесу накопать, а другое – перегородить километры дорог и обеспечить безопасность гонщиков и зрителей! А смотреть шоссейные гонки, безусловно, интереснее по телевизору.
Как только сняли перекрытие, мы помчались обратно в Vallnord, чтобы успеть на пеший осмотр трассы даунхилла. Если гонщики, просматривая трассу, пытаются найти оптимальную траекторию, то я старался приметить интересные ракурсы и места для съёмки. Уже по традиции, у меня было с собой всё необходимое скалолазное снаряжение, чтобы забраться на какое-нибудь дерево. Поэтому параллельно я присматривался и к деревьям.
На Чемпионате ты не просто ищешь красивый кадр, но и думаешь, в какой момент его сделать: речь даже не столько про свет – это уже как повезёт, а про регламент гонки. Интереснее всего снимать тренировки – тогда спортсмены спускаются по много раз и можно сделать несколько кадров с разных точек либо в разном стиле. Во время финала у фотографа только один шанс снять каждого гонщика, и тут уже надо продумать, где его ловить. Обычно про-фотографы (также команда Pinkbike.com) делают все необходимые кадры с верха или середины трассы ещё на тренировке или Official timed session, когда спортсмены едут в своих национальных джерси (во время тренировок они могут выступать в форме команды), а финал они снимают ближе к финишу. В Андорре это особенно актуально, поскольку верх трассы довольно скучный, а всё самое вкусное находится внизу. Пройдя всю трассу сверху донизу, я сделал множество тестовых кадров, чтобы дома в спокойной обстановке разобрать их и выбрать наиболее красивые ракурсы.
Внизу мы зашли в магазин Седрика Грасии и встретили там нашего друга Джорди Баго! Джорди только что примчался с выставки и сразу подошел с вопросом: «Мне приехала новая экипировка от Northwave – поехали сделаем пару красивых фотографий?» Прыгаем в машину и поднимаемся на соседний перевал, откуда открывается потрясающий вид на Пиренеи и, кстати, стартовый городок кросс-кантри. Приятно работать с профессионалами! Они знают, что нужно спонсору, полностью доверяют тебе, как фотографу, а сами готовы сделать всё, чтобы получился хороший кадр.
Jordi Bago
3.09. Четверг – Тренировки даунхилла и квалификация триала 26”
Чтобы с утра ничего не забыть, нужно готовиться к выходу с вечера – проверить аккумуляторы в камере и вспышках, скопировать и продублировать фотографии с карточки, а самое главное – повесить на рюкзак бейдж и жилетку. Забыть их дома – не страшно, дом рядом, но очень обидно!
Как обычно я поднялся в пресс-центр с утра и сел писать отчеты и заниматься фотографиями. Погода за окном никак не манила выходить на улицу – тучи плавно перетекали по Пиренейским склонам, дождь то усиливался, то переходил в мелкую морось.
https://www.instagram.com/p/-i7DBnCby_/
Работа у меня несколько затянулась. Отчасти причиной тому был старый ноутбук, который, во-первых, медленно переваривал фотографии, а во-вторых, на клавиатуре на работал ряд клавиш «3-У-В-С». Чтобы напечатать цифру «3» или какую-то из этих букв, приходилось водить мышкой по виртуальной клавиатуре. Можете представить, как медленно и неудобно писать тексты в таком режиме! Через некоторое время я чуть-чуть приспособился – одну букву копипастил, а на другой букве на виртуальной клавиатуре сразу стоял курсор. Но всё равно, работа шла медленно, а время тренировок по даунхиллу уже началось.
https://www.instagram.com/p/7KWJNDCb4Z/
Взвесив все за и против, я решил всё-таки досидеть до конца и пойти снимать лишь после этого. Когда же я освободился, приближалось начало квалификации триала, и я поехал вниз в Ла Массану, так и не сходив на даунхилл. По пути от подъёмника к триальным секторам, мне встречались даунхильщики, с ног до головы покрытые слоем грязи. В один момент над финишным участком трассы (участок с самым крутым уклоном) завис спасательный вертолёт и через пару минут увёз на носилках пострадавшего гонщика. Как оказалось на следующий день – тренировки на трассе даунхилла из соображений безопасности досрочно прекратили. Я немного успокоился, что не так много потерял. Хотя, если экипироваться по погоде, в дождь можно наснимать столько красивых кадров, сколько за несколько «сухих» гонок не снимешь!
Триал проходил на улицах самой Ла Массаны. Два каменных сектора располагались прямо в ручье, третий – рядом на центральной улице, а четвёртый-пятый, чуть поодаль у аккредитационного центра. Спортсменам приходилось ходить между секторами порядка 700 метров, что, конечно, не так удобно, особенно под дождём.
В квалификации райдеры едут 3 круга по 5 секторов, таким образом есть достаточно моментов, чтобы поймать всех основных триалистов на нескольких секторах. Можно пройти целый круг вместе с одним из лидеров, но я всё-таки сперва начал на дальних секторах, потом пошел в ручей, и под конец снова вернулся к катушкам и брёвнам.
Поначалу казалось, что с погодой повезло – поливало только наверху горы. Кто-то из райдеров даже успел пройти часть трасс в сухих условиях, но потом хлынуло и в Ла Массане.
Gilles Coustellier
Спортсменам приходилось очень несладко, и то, что они вытворяли на мокрых препятствиях, достойно уважения!
Kenny Belaey
Рядом с трассами в ручье был небольшой мост, под которым я и Marco Patrici – триальный фотограф UCI – периодически прятались от дождя. Из-под моста даже можно было снимать часть трассы, но щелкать всё с одной точки – не интересно, поэтому приходилось постоянно выходить мокнуть под дождь. Дождевик был наготове в фоторюкзаке, треккинговые кроссовки к моей большой радости не промокали, моему Nikon D4s такой дождь был не страшен. По крайней мере, так думал я и спокойно продолжал снимать.
Но всё оказалось не так просто. Под конец дня начал запотевать видоискатель, а вечером оказалось, что отказал дисплей. Камера снимает, все функции работают, но картинку не посмотреть. Вот это неприятный сюрприз! Увы, никакие просушивания не помогли, а экран потух окончательно.
Gilles Coustellier
Hannes Herrmann
А это значит, что остаток Чемпионата мне придётся снимать «вслепую», как в старые времена на плёнку. В принципе, в этом даже нет ничего страшного. Наоборот, это лишь «прокачивает скилл». На недавнем мастер-классе известного спортивного фотографа Само Видица (Словакия) участникам специально заклеивали тейпом дисплеи, чтобы они не видели результат до конца съёмочного дня. Но в некоторых моментах, особенно когда экспериментируешь и снимаешь в сложных условиях, например, с проводкой или с солнцем в кадре, хотелось бы увидеть получившийся кадр, чтобы при необходимости внести какие-то коррективы. К тому же, я обычно удаляю технический брак сразу на камере, чтобы не тратить время на его импорт и последующее удаление на компьютере. Теперь это было невозможно.
4.09. Пятница – Тренировки даунхилла и финал триала 20”
Ночью был дождь и с утра стояла пасмурная погода, но, к счастью, не лило. Если в начале поездки за рулём нашей машины сидел только я, потом мы стали меняться, даже несмотря на забытые дома права. Как сказал наш друг Женя, документы тут не проверяют и можно не переживать по этому поводу. Так было, конечно, намного удобнее. С утра ребята подвозили меня к подъёмнику, чтобы отправить в пресс-центр, а сами могли неспеша подъехать уже позднее к самому началу соревнований. Наклейка Press на лобовом стекле позволяла парковаться в более удобных местах.
Поработав с утра в пресс-центре, я выдвинулся на трассу даунхилла, чтобы наконец-то поймать тренировку элиты. Трасса была сырая, и гонщики, ожидая сухой прогноз на следующие дни, явно не спешили укатываться по грязи. Я начал со старта и пошел вниз вдоль трассы. Верхняя часть была не столь интересная, поэтому хотелось отснять её в этот день, чтобы потом сюда не возвращаться.
Steve Smith
Проходя мимо кросс-кантрийного круга, где в этот момент соревновались девушки U23, случайно сделал кадр одной из гонщиц. Эх, если бы я знал, что это идёт лидер Рамона Форчини из Швейцарии, а вслед за ней едет наша Ольга Терентьева, занявшая второе место, я бы подождал и сделал с ней пару кадров!
На одной из каменных секций поймал в кадре какого-то гонщика, с ног до головы покрытого грязью, так что номер даже не читался. Опознать его удалось лишь дома по другой фотографии, где он был ещё не такой испачканный. И это оказался никто иной как ‘look at the time’ Роб Ворнер – неизменный комментатор всех Чемпионатов и Кубков мира!
https://www.instagram.com/p/7crE9qOiQy/
Пройдя примерно треть трассы, я нашел интересное место и стал ждать гонщиков. Но вскоре и без того редкий поток райдеров прекратился, а народ, стоявший вдоль трассы, вдруг стал расходиться, хотя время тренировки ещё не кончилось. Спросил у маршала, и оказалось, что на сегодня тренировку остановили в связи с плохим состоянием трассы и погодными условиями, но это время обещали добавить к завтрашним тренировкам. Хорошо, что я не успел спуститься слишком далеко. Было проще подняться обратно и поработать в пресс-центре до начала соревнований по триалу.
Пресс-центр
Это был самый атмосферный пресс-центр, что мне доводилось видеть на всех международных и российских соревнованиях. Бывали более современные, более вместительные. Но такого душевного — не было!
Пресс-центр располагался в помещении, вероятно, кафе или шале наверху горы, недалеко от трассы кросс-кантри, командной зоны и старта даунхилла. Вход в пресс-центр осуществляется по QR-коду на бейдже, при этом тут же на экране компьютера высвечиваются твои данные и сразу видно, если кто-то хочет пройти по чужому бейджу.
При входе стоят органайзеры с распечатками для прессы – стартовые и финишные протоколы, релизы и полезная информация. Перед каждой гонкой я обязательно брал с собой стартовый список и всегда держал его под рукой, чтобы быстро различать гонщиков по номерам и понимать, кто в каком порядке стартует.
Пройдя внутрь, ты попадаешь в просторный зал с антуражными балками, по центру которого находится … огромный камин! После одной из дождливых вылазок на трассу я сел прямо на ступеньку к огню с кружкой горячего чая, чтобы согреться и подсушить штаны. О, какое это было наслаждение!
Несколько рядов столов с розетками для зарядки ноутбуков и фототехники, принтер, интернет – все условия для продуктивной работы. Обычно я выбирал место у окна с видом на горы. Если вдохновение не приходило, достаточно было оторваться от компьютер и взглянуть в окно! А самое главное для фотографов – буфет! Если в Норвегии буфет ограничивался холодильником с кока-колой, черным кофе и бананами, то тут был выбор намного больше. Шутки-шутками, но когда целый день бегаешь по трассе с рюкзаком 10-15 кг, запасы энергии нужно постоянно поддерживать. Если с утра, съев сендвич или кекс, ты уже не можешь на них смотреть, то стоит выйти поработать на трассу буквально на часок-другой, как ты снова рад буфету!
Финал триала 20”
В соревнованиях по триалу зачет идёт в двух разных классах – велосипеды с колёсами 20” (похожи на ВМХ), и велосипеды с колёсами 26” (похожи на МТВ). Обычно спортсмены выступают либо в одной, либо в другой категории. Бывают и такие силачи, которые умудряются участвовать сразу в двух зачетах и даже попадать в финал или на подиум в в обеих категориях. Но в последние годы уровень трасс настолько вырос, что стать Чемпионом мира в двух классах одновременно давно никому не удавалось.
Финалы проходили компактно на одной поляне. Две трассы (из пяти) расположились в ручье, куда специально выгрузили несколько десятков камней. На некоторых камнях были сделаны специальные насечки болгаркой, чтобы улучшить сцепление (!). Понимаю, когда на брёвнах делают насечки бензопилой или обивают их металлической сеткой. Но насечки на камнях я видел впервые :) В отличие от квалификации, на этот раз я взял с собой резиновые сапоги и совершенно беспрепятственно ходил по грязи и ручью.
Финал проводился в новом формате. Раньше восемь финалистов стартовали одновременно и шли на секции в произвольном порядке. Зрителям приходилось выбирать, на кого смотреть и за кем следить. Сейчас же в финал выходит лишь шесть спортсменов и они стартуют тройками, сперва 6-5-4 места квалификации, потом первая тройка. Трассы проходят по очереди один за другим в строго определённом порядке. В таком формате зрителям удобно следить за всеми райдерами на всех секторах, но приходится большой толпой перемещаться от трассы к трассе.
Погода внизу была не сильно лучше, чем на вершине. Поначалу было относительно сухо, но к концу финала с неба всё-таки заморосило, и второй тройке пришлось докатывать секции уже под дождём. Возможно, это отчасти помогло швейцарцу Лусиену Ляйзеру (Lucien Leiser), который стартовал в первой тройке, занять неожиданное второе место, опередив именитого испанца Бенито Рос (Benito Ros), допустившего ошибку на последней трассе. Чемпионом стал Абель Мустьелес (Abel Mustieles) из Испании.
Lucien Leiser
Последняя трасса с деревянными столбами оказалась отчасти решающей как в финале 20”, так и в финале 26”. Многие спортсмены, работая на результат, лишний раз не рисковали а ставили «тактическую» ногу, чтобы поднять велосипед на препятствие. Это, конечно, действенно, но не так красиво. Ведь хочется смотреть на красивый триал. Но были и такие райдеры, кто рисковал и чей риск оправдывался. В награду они получали шквал аплодисментов от зрителей!
Abel Mustieles
5.09. Суббота – тренировки даунхилла, ХСО и финал триала 26″
Суббота на Чемпионате мира – это самый насыщенный день! По крайней мере для меня – для фотографа, который снимает всё! Нужно запастись силами, едой и продержаться до конца :)
Мой день начался с ранней тренировки по даунхиллу. В 7:30 утра я встречал рассвет на вершине горы, наблюдая, как полоса солнечного света плавно опускается по склонам Вальнорда.
Зрителей на трассе ещё нет, но зато уже стоят сонные, но приветливые маршалы и бродят даунхилльные фотографы. Товарищи с Pinkbike.com во время тренировки ещё могу позволить себе лечь между вылетом и приземлением, пока маршал не видит. Но во время гонки так уже, конечно, никто не делает.
Ранняя тренировка – это один из лучших моментов для красивых фотографий. Любой фотограф знает, что самый лучший свет после рассвета и перед закатом, когда солнце светит мягкими лучами от самого горизонта. А если представить себе рассветные часы в горах, да ещё и со стремительными гонщиками на трассе – ух, какая красота может получиться!
Я кусал локти, что не могу посмотреть фотографии на дисплее. Хотелось сделать интересных кадров с утренним солнцем, но увидеть результат и внести какие-то поправки в настройки было, увы, невозможно.
Rachel Atherton
Тренировочные заезды плавно перетекали в Official Timed Session – официальный заезд с замером времени, который служит для расстановки спортсменов в стартовом протоколе финала. Дождливая погода в первые дни, конечно, порядком испортила мои планы на съёмку даунхилла. По сути я пропустил два дня тренировок и это получился первый полноценный съёмочный день – нужно было многое успеть!
Во время соревнований гонщики проносятся мимо тебя лишь один раз и второго шанса поймать их, или сделать кадр с другого ракурса, уже нет. Поэтому все фотографы стремятся сделать основные снимки ещё во время тренировок или Timed Session.
Есть ещё один нюанс – на тренировках спортсмены не обязаны носить форму национальных сборных, и все топы катаются в спонсорских командных джерси. Но такую фотографию не поставишь в новости с финала. Единственные два заезда, когда райдеры обязаны выступать в форме своей страны – это как раз Official Timed Session и финал. Вот поэтому субботний заезд на время так важен, чтобы сделать несколько кадров спортсменов в такой форме, в которой они будут выступать в финале. В день финала можно держать такой кадр наготове, чтобы при необходимости выпустить его в новостную ленту сразу после публикации результатов.
Rachel Atherton
В 9 утра стартовали девушки. Я дошел примерно до середины трассы и расположился в районе интересного участка с несколькими S-образными поворотами. В какой-то момент в лес заглянуло облако. В сочетании с солнечным светом это смотрелось очень эффектно! Увы, облако также быстро убежало. Вооружившись стартовым протоколом, чтобы знать, кто за кем едет, я отснял девушек, дождался, пока проедет наш друг из Казахстана Сакен Кагаров, стартовавший одним из первых среди мужчин, и пошел дальше вниз по трассе.
Во время пешей прогулки я приметил на трассе интересное место, где планировал забраться на дерево. Это было как раз в нижней части, откуда начинался большой уклон. Райдеры стартовали с интервалом 30 секунд, и у меня оставалось около получаса до проезда лидеров, чтобы дойти до точки и завеситься на дерево.
Судя потому, что там расположился десяток фотографов, место оказалось весьма выигрышным. Ребята с Пинкбайка с интересном наблюдали, как я достал из рюкзака верёвку, карабины, и в одно мгновение вскарабкался на сосну. В отличие от Норвегии, куда мы ехали на машине, я брал с собой минимум снаряжения, поскольку вес в самолёте всё-таки ограничен. Оно и к лучшему – меньше носить на себе.
Честно говоря, я несколько задержался, пока шел до места, и лидеры уже поехали. Солнце, которое уже успело подняться довольно высоко, кидало сквозь деревья резкие тени, а неработающий дисплей не позволял точно настроить вспышки. Пришлось снимать так, как есть. Кадры получились далеко не самые лучшие, но верхняя точка мне определённо нравится! Оттуда рельеф и уклон трассы выглядит намного правдоподобнее!
Troy Brosnan, вид сверху
Troy Brosnan, вид с земли
Timed Session закончился и у меня оставалось порядка полутора часов до старта женской гонки кросс-кантри – самое время подкрепиться в пресс-центре и просмотреть отснятый за утро материал.
На фуникулёр выстроилась большая очередь зрителей, желающих посмотреть на гонку. Однако вежливость, настойчивость и пресс-удостоверение в руке позволили быстро миновать толпу и оперативно подняться наверх.
Кросс-кантри XCO
Кросс-кантри очень приятно снимать! Гонщики едут несколько кругов, а значит есть возможность поснимать их в разных местах трассы, попробовать разные ракурсы, поэкспериментировать. Трасса петляет вокруг зоны старт/финиша, можно легко охватить несколько разноплановых участков. Чего только стоит массовый старт и первые подъёмы, когда все идут плотным потоком!
В 12:00 стартуют девушки, в 14:00 – мужчины. Кто хорошо знаком с официальными правилами проведения гонок кросс-кантри, наверняка знает весь стартовый регламент. За определённое время до начала гонки спортсмены вызываются в накопитель и выстраиваются в стартовом коридоре согласно рейтингу. Первая линия остаётся для лидеров, которых приглашают и представляют поимённо. Кросс-кантри транслируется в прямом эфире, поэтому у телевидения здесь приоритет. Когда вы видите крупные портреты гонщиков перед стартом, просто представьте, что за спиной у теле-оператора стоит ещё десяток фотографов :) Для спортсменов это не просто выйти на старт и сосредоточиться на гонке – это и медийная работа. Посмотреть в камеру, помахать зрителям, сделать собранное лицо для фото.
Ирина Калентьева
За две минуты до старта все посторонние освобождают коридор. Я бегу со всех ног в конец стартовой прямой, чтобы снять масстарт. Хочется поймать в кадре арку с символикой Чемпионата и горы на заднем плане. Для этого выбираю максимально низкую точку – ложусь прямо на землю и снимаю из-под ограждения. «Старт будет дан в течение следующих 15 секунд» Выстрел!
Только толпа пронеслась мимо, вскакиваю и бегу дальше ко второму подъёму. Делаю кадры, и параллельно слежу за ходом гонки. Ирина Калентьева пока отстаёт от группы лидеров, но видно, как она постепенно набирает ход!
Девушки едут 6 кругов, я спланировал несколько точек на трассе таким образом, чтобы к концу гонки оказаться на финише. В кросс-кантри трасса по большей части огорожена одним рядом ленты, двойная разметка с «коридором безопасности» бывает лишь на сложных спусках, или в интересных местах, где могут располагаться фотографы. В других участках зрители могут стоять практически вплотную к трассе.
Вообще зрители на Чемпионате мира в Андорре поразили меня своей приветливостью и доброжелательностью. Каждый раз, когда они видели, как человек с большим рюкзаком и камерой наперевес пытается пролезть под оградительной лентой или пробраться через толпу – всегда помогали, приподнимали ленту, чтобы я не зацепился за неё штативом, расступались и освобождали коридор!
Поснимав девушек на основной видовой поляне, где они ехали стартовый подъём и потом змейку после первого леса, я отправился в этот самый лес, чтобы поймать их на следующем круге на красивом каменистом спуске. Распаковал и начал устанавливать вспышки. В этот раз я не стал брать с собой тяжелый штатив, а взял монопод, который привязывал репшнуром к деревьям, и лёгкую студийную стойку. Стойка была ещё и на пол метра выше штатива, но был у неё один существенный недостаток – длинна ножек отдельно не регулируется и установить её на уклоне довольно сложно. Раскрыв стойку и держа её одной рукой, я стал оглядываться в поисках какого-нибудь камня или ветки, чтобы подложить под третью ножку. Вдруг смотрю, из-за ленты зрители протягивают мне несколько плоских камней и кладут их прямо под стойку! Таким соучастием я был тронут до глубины души!
Место оказалось «рыбным» и в какой-то момент сюда прибежало много фотографов. Хорошо, что я заранее занял позицию у края трассы, но кто-то всё-равно влез в кадр. Сделав нужные мне фотографии на спуске, я побежал дальше по трассе ближе к финишному участку.
Ирина Калентьева
Чтобы не тратить время на установку и настройку вспышек во время мужской гонки, которая начиналась буквально через час после окончания женской, я немного рискнул и оставил стойки со светом прямо на месте. Заодно и носить лишний вес не надо. Я так делал и в Норвегии, но там участок трассы был больше огорожен от зрителей и рядом сидел маршал. Вообще в наших реалиях не рекомендуется так делать :)
В какой-то момент я сбился со счета кругов и спросил у проходящего мимо немецкого фотографа, сколько уже проехали. В ответ он мне подсказал, что у мотоцикла, который едет впереди лидеров, спереди висит табиличка “Laps to go”, которая показывает, сколько кругов ещё осталось. Мотоцикл вообще очень удобная штука – всегда знаешь о приближении лидеров и, даже если не успел дойти до нужной точки, успеваешь выбрать какой-то ракурс.
С каждым кругом было заметно, как Калентьева улучшает свои позиции. Вот уже и Чемпионка мира прошлого годка Catharine Pendrel из Канады осталась позади.
За круг до конца гонки я, по традиции, пошел занимать место в финишном коридоре. И вот он финиш – первая приезжает француженка Pauline Ferrand Prevot, которая уже успела взять золото в командной эстафете, Ира Калентьева вторая, третья – Яна Беломоина из Украины.
Зону награждения в этот раз сделали намного удачнее. Если в Норвегии пуловские фотографы (в красных жилетках) стояли на помосте прямо в упор перед подиумом, заслоняя его для зрителей, а остальные ютились вокруг. Тут же помост для фотографов вынесли назад. Пуловские репортёры могли снимать с близи, но снизу, не закрывая вид ни зрителям, ни остальных фотографам. А фотографы в желтых жилетках снимали чуть издалека, но имея при этом хороший общий план!
До старта мужской гонки остаётся 20 минут. Я мчусь в пресс-центр, где меня уже ждёт ноутбук, кофе и кексы. Подкрепиться и быстро просмотреть отснятый материал, который я наснимал с неработающим дисплеем!
Время проходит, прибегаю в старту мужчин, всё повторяется. Портреты, коридор, масс-старт из-под ограды. Но мужскую гонку снимать уже легче – все ракурсы знакомы и проверены на девушках, парни едут на круг больше, так что и возможностей снять больше. Стоит лишь учитывать, что они едут на порядок быстрее. Если во время женской гонки можно было неспеша дойти от точки до точки, пока девчонки проедут круг, то тут приходилось бегать! На первом круге решил не сразу идти в лес, а задержаться на главной поляне и сделать несколько кадров змейки. Nino Schurter сразу ушел в отрыв, а остальные бросились его догонять.
Nino Schurter
Nino Schurter
Пришел в лес на тот самый каменистый спуск. На споте толпа фотографов, вспышки на месте. Хорошо, что не нужно тратить время на их установку. Внешние вспышки работают в ручном режими и, не имея возможности посмотреть результат на экране, я прибегал к одной хитрости – выставлял нужные параметры с помощью старой камеры, а потом одевал широкоугольник обратно на основную камеру, дублировал настройки и снимал.
Nino Schurter
Интересно было наблюдать за дуэлью Нино Шуртера и Жульена Абсалона. Шуртер с самого начала задал темп и ушел в отрыв, но Абсалон его догнал и в какой-то момент шел впереди. Правда, надолго закрепить своё лидерство ему не удалось – Шуртер первый.
Julien Absalon
Nino Schurter
Закончилась программа кросс-кантри на Чемпионате мира, но для меня день всё ещё продолжается! Забегаю в пресс-центр, забираю вещи, хватаю в собой пару кексов и воду, и бегу на подъёмник, чтобы успеть вниз на финалы триала 26”. На подъёмник уже успела выстроиться очередь из зрителей кросс-кантри, с невозмутимым видом обхожу всех сбоку и прыгаю в кабинку.
На финал триала пришло уже чуть больше фотографов, но такой суеты, как в кросс-кантри, всё равно не было. Всё душевно и атмосферно. В первую тройку старующих попал Vincent Hermance. Француз сделал хитрый ход в квалификации, поставив перед финишем последней трассы две «тактических» ноги на ровном месте, чтобы стартовать в финале первым. Кто знает, может он не хотел испытывать психологическое давление от конкурентов или же опасался ухудшения погоды. В финале Венсан выступил блестяще и занял текущую позицию лидера.
Vincent Hermance
Hannes Herrmann
Вторая тройка стартующих была ещё сильнее – молодой амбициозный англичанин Jack Carthy, действующий Чемпион мира из Франции Gilles Coustellier и бельгиец Kenny Belaey. На первом же секторе, который проходил по камням в ручье, Кенни нашел объезд. Если первая тройка прыгала на острый треугольный камень и пыталась на нём развернуться, то вторая тройка стала его объезжать по ручью. С моей точки зрения действие довольно сомнительное, я бы не засчитал прохождение ворот.
«Правильный» вариант прохождения
Вариант в обход по воде
Мастерство владения техникой «зацепинга» в современном триале поражает. Спортсмены повисают на вертикальной стене, зацепившись переднем колесом за грань, и из такого положения заталкивают велосипед на препятствие!
Gilles Coustellier
Однако, результаты были интригующие. Несмотря на такую хитрость, более сильная тройка финалистов после первого круга показывала более слабые результаты и лидерство пока оставалось за Эрмансом.
Ещё когда в самом начале Чемпионата мы смотрели трассы, мне очень понравился с дизайнерской точки зрения сектор из большого навала брёвен! Он выглядел, словно огромное гнездо или костровище! Я приглядел несколько хороших ракурсов, но во время соревнований их оказалось невозможно снять из-за толпы зрителей! На помощь пришла селфи-палка, она же монопод, который я часто использую на соревнованиях по скалолазанию. Поднимая камеру с широкоугольным объективом высоко над головой, я делал кадры с более высокой точки – получились интересные снимки, которые хорошо передают масштаб происходящего.
Vincent Hermance
Jack Carthy с неимоверной лёгкостью запрыгивал на огромные препятствия, однако, молодецкая удаль и невнимательность не позволили ему бороться за чемпионство.
Как и в финале 20”, последний четвёртый сектор из брёвен оказался для кого-то решающим. Кенни Белей собрался и рискнул, заехав с узкого бревна на столб без штрафных баллов, тем самым обойдя Жилля Кустелье и заработав себе третье место.
Kenny Belaey
Gilles Coustellier
Заветная rainbow jersey и медаль!
Что ж, этот съёмочный день начался для меня в 7:30 утра на вершине горы, а закончился в 20:00 награждением триала. Силы, откуда вы вообще берётесь?!
6.09. Воскресенье – Финал даунхилла
По традиции, на воскресенье остаётся самое сладкое – финал соревнований даунхилла! Остальные гонки уже закончились и всё внимание зрителей направляется на трассу скоростного спуска!
День начался снова рано. 7:30 уже наверху на горе снимаю тренировочные заезды. К сожалению, в этот раз не было такого тумана, как в субботу, зато я учел некоторые ошибки и снял пару хороших кадров. Например, утреннюю раскадровку с английским юниором Charlie Hatton (см. фото-урок «Как снимать раскадровки»).
В средней части трассы успел поймать лидеров мужского зачета, и затем спустился вниз на финиш.
Greg Minnaar
Эта фотография очень наглядно показывает уклон в нижней части трассы
Gee Atherton
Brendan Fairglough
Гонку юниоров я снимать не планировал, а собирался прийти лишь к женскому финалу. Имея на руках стартовый протокол, знаешь с точностью до минуты, когда кто стартует. Верхняя часть трассы была не такая интересная, и к тому же я уже поснимал там, поэтому все финалы решил провести внизу ближе к финишу. Остаток времени до женских заездов я коротал в пресс-центре, который перебазировался с вершины Вальнорда в долину в Ла Массане.
Светило солнце, болельщики, один другого ярче, располагались вдоль трассы поближе к самым интересным участкам, а кто-то в стороне в тени деревьев.
Девушки стартовали с минутным интервалом, места с 12 по 6 с интервалом две минуты, а первые пять мест лидеров – с интервалом 3,5 минуты, чтобы в случае падения или схода одна гонщица не помешала другой. Фотографам такой интервал на руку, можно успеть перейти из одного места в другое или выбрать более интересный ракурс.
Manon Carpenter
Rachel Atherton
Вскоре после женщин стартовали мужчины. У парней порядок старта такой же, только лишь двухминутный интервал появляется уже с 20го места. Я ходил вверх-вниз по финишному участку трассы, подлавливая разные моменты.
Steve Smith
Как ни крути, а с одной точки снимать совсем не интересно. Основная часть фотографов расположилась на выезде из леса перед финишным дропом. Там была и большая часть зрителей. Весёлая праздничная атмосфера, рёв толпы, голос комментатора и большой экран с трансляцией. Такое ощущение, что многие фотографы до момента финиша даже толком не работали, а просто наслаждались гонкой. Все основные моменты с трассы у них уже были сняты, оставалось лишь узнать, кто же станет победителем.
Чем ближе к концу, тем интереснее становилось. Параллельно я стал присматривать «пути отступления» – как пробраться в финишный створ. Это оказалось не так-то просто! Идти вокруг не было абсолютно никакого смысла. Через такую толпу пробиться невозможно. Единственный вариант – пройти по трассе после заключительного гонщика. Почему-то маршал не хотел пускать фотографов к финишу по трассе, но я был не один такой и его уже никто не слушал.
На каждый финишный результат болельщики отвечали громки вздохом или бурными овациями. Вот финиширует Loic Bruni с лучшем временем. Толпа взрывается! Наверху ещё два гонщика. Troy Brosnan — хуже, Aaron Gwin – … падает.
Комментатор пытается успокоить толпу, призывая уважать спортсменов и дождаться приезда Гвина. Зрители встречают его апплодисментами, а потом начинается истерия поздравления Лоика. Те, кто смотрел трансляцию, думаю, всё видели!
Loic Bruni
Aaron Gwin
В финишной зоне происходит какое-то неуправляемое празднование. Судьи и организаторы даже не вмешиваются. Гонщики, фотографы, представители команды, все обнимают Бруни, несут на руках к зрителям, болельщики ликуют!
В этот момент я пожалел, что оставил в машине монопод. Вон как раз Свен Мартин вытягивает свою камеру на штативе, было бы хорошо сделать кадр сверху.
Loic Bruni
Награждение, поздравления, брызги шампанского!
Думаете, Чемпионат мира закончился? Для меня ещё нет! На несколько часов я пропадаю в пресс-центре разбирать фотографии и писать отчеты. У нас были с собой рации и из нижнего пресс-центра она добивала до дома. «Я готов, заберите меня, пожалуйста!» Вот теперь Чемпионат мира закончился!
Далее были сборы, трамбовка в машину, день отдыха и купания в море, встреча рассвета на пляже в Барселоне и дорога домой!
Пересматривая по возвращению фотографии, я всегда чем-то недоволен. Что-то можно было лучше снять, здесь выбрать чуть другой ракурс, встать с другой стороны, присесть пониже. Вообще на соревнованиях сколько ни присматривай заранее ракурс, в день соревнований всё может измениться! Другая погода, другой свет в другое время суток, зрители или телеоператор, внезапно появившийся на этом месте. Всегда нужно смотреть, искать, придумывать.
Но самое приятное, когда после Чемпионата тебе на почту приходит письмо из UCI:
«Dear Mr Zhukov,
As part of the coverage of its events, the Union Cycliste Internationale (UCI) is always looking for the best possible pictures.
We saw your work on the latest UCI Trials World Championships and we think that your pictures are quite interesting.
Do you intend to cover the 2016 trials season?»
Конечно же, в статью поместились не все фотографии. Посмотреть галереи со всеми картинками в большом размере можно по ссылкам:
Кросс-кантри – http://leozhukov.ru/photos/xc-worldchampionships-2015/index.html
Триал – http://leozhukov.ru/photos/trials-worldchampionships-2015/index.html
Даунхилл – http://leozhukov.ru/photos/downhill-worldchampionships-2015/index.html
Оригинал статьи: http://leozhukov.ru/chempionat-mira-glazami-sportivnogo-fotografa/
А я уже предвкушаю Чемпионат мира 2016 года! Из-за Олимпийских игр кросс-кантри пройдёт отдельно в другие сроки, а основной Чемпионат состоится 6-11 сентября в Итальянском Val di Sole. В программу войдут даунхилл, триал и 4Х (!)! У меня в голове уже созрел план приехать заранее в легендарный скалолазный район Arco, что на оз. Гарда, захватить там ещё этап Кубка мира по скалолазанию, самому полазать на скалах, и поехать в Val di Sole. Кто собирается на ЧМ?
Ну и напоследок небольшой рекламы пост:
Спонсоры, организаторы соревнований, спортсмены – хотите красивых картинок с ваших соревнований, с райдерами на красивых велосипедах, закладывающих в повороте в лучах солнца? Тогда вам ко мне! Пишите foto@leozhukov.ru ;)
-
добавить в избранное
3
- +177
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (12)
racerx
rcpl
AirVetra
Epic!
Redrider
Да у нас тут не хуже, чем на пинкбайке.
Жадно кликал по фотам, в надежде развернуть на весь экран.
Взял себя в руки, перешел в галерею по ссылке =)
Willy
uzur
Val
Я… техничка Шимано
DEN1S
stringer
Lenin_TG
Крайне приятно, когда после Чемпионата тебе на почту приходит письмо от UCI:
Lenin_TG
а этот парень… побольше бы таких болельщиков))
victoria5000