Тренировки — Силен ли ты духом, гонщик? (Часть 2)
Кажется, первая часть вызвала интерес, вот нашел время перевести вторую. Вторая часть менее общая и в ней можно найти интересные практические моменты. Прочитав ее, я сделал выводы о некоторых своих ошибках, надеюсь, что многим из вас она также даст ответы на интересующие вопросы. Напоминаю – автор этой статьи – GeneHamilton, бывший тренер по сноуборду, а ныне – основатель, владелец и действующий тренер мтб-лагеря BetterRideи, как мне кажется, очень толковый парень)
В прошлом месяце я объяснял, что талант и навыки сами по себе не позволят вам гоняться на высочайшем для вас уровне. Чтобы доминировать как спортсмен вы должны быть крепким. Я определяю крепость как возможность действовать на пике или около пика своих возможностей, независимо от того, какие сюрпризы преподносит вам жизнь. Чтобы делать это, вы должны быть способны достигать вашего состояния оптимальной эффективности (далее — СОЭ) на тренировках, до того как начнутся соревнования. Ваш СОЭ – это психологическое состояние, включающее в себя расслабленность, уверенность, соревновательный дух и возбужденность на том уровне, который позволит выступить наилучшим образом. Далее я опишу способы достижения СОЭ и способы становления крепче в трех основных областях, влияющих на это: психологическая устойчивость, эмоциональная гибкость и физическая выносливость.
Уровень расслабленности, уверенности, соревновательного духа, сосредоточенности, фана, контроля и энергии, необходимый для достижения своего СОЭ, различный для каждого. Если вы слишком расслаблены, вы медлительны и недостаточно сосредоточены, если вы слишком возбуждены и слишком сильно стараетесь – вы теряете плавность на трассе. Нахождение уровня соревновательного духа, при котором вы выступаете наилучшим образом, — это отличное начало в процессе работы над собой. Вы должны найти состояние, в котором вы находитесь на грани контроля, на грани сохранения сосредоточенности, когда вы ощущаете, что ваши способности соответствуют требованиям, предъявляемым соревнованием. Случалось ли когда-нибудь, что вы красиво и чисто проходили сложную часть трассы, а потом убирались на следующем за ней простейшем участке? Пребывание на грани контроля на сложной секции делало вас максимально сосредоточенным, но когда вы почувствовали полный контроль, вы потеряли сосредоточенность.
Вы можете экспериментировать, чтобы найти правильную комбинацию и разумный баланс уверенности, соревновательного духа, сосредоточенности, фана, контроля и возбужденности, необходимые вам для достижения своего СОЭ.
Когда вы найдете свой СОЭ, вы должны научиться достигать его систематически. У каждого бывают гоночные выходные, когда вы недостаточно поспали, вас колбасит после долгого перелета или преезда или вы просто измотаны. Чтобы быть в форме и выступать хорошо в такие дни, вам необходимо перейти из состояния «как я себя чувствую» в состояние «как я должен себя чувствовать». Вы должны быть в состоянии собрать воедино все составляющие вашего СОЭ в день соревнований, независимо от того, как действительно вы себя чувствуете. Лучший способ сделать это – создать второе «я», вашего внутреннего гонщика. Внутренний гонщик – личность, которой вы становитесь в день соревнований, никак не связанная с вашей повседневной жизнью. Ваш внутренний гонщик чувствует уверенность, силу, возбуждение и расслабленность независимо от того, как чувствуете себя в данный момент вы.
Вы достигаете необходимого состояния, действуя уверенно, сильно, пребывая в возбужденном состоянии, а организм, реагируя на такие ваши действия, делает так, что вы начинаете чувствовать себя именно так, как действуете. Играйте роли, используйте модель поведения кого-то кто уверен и быстр (не воспринимайте буквально, ковырять в носу по примеру лидера совсем не обязательно=) – прим. переводчика). Я пытаюсь настроиться на частоту Седрика Грасии (подбородок вверх, грудь вперед, смотрю людям в глаза, улыбаюсь и всячески горжусь собой) это заставляет меня смеяться (расслабляет) и добавляет уверенности. Все это делается путем вспоминания ощущений, приходивших после успехов в вашем прошлом. Процесс может быть ускорен созданием того, что спортивные психологи называют «команда к эффективности» (в оригинале – “performancecue”), то есть действия, помогающие быстро включить внутреннего гонщика.
Команда к эффективности обычно является физическим действием, связанным с мыслью или короткой фразой, например, сжать кулак и сказать «я король!» или «охренеть какой я быстрый!»
В расслабленном состоянии, например, сидя в слабоосвещенной комнате в одиночестве, представьте себе три ситуации, которые приводили вас к СОЭ. Когда вы почувствуете приход =) СОЭ, осуществите свою «команду к эффективности». Повторите так с каждой из трех ситуаций, которые вы вспомнили, на все должно уйти около 20 минут. Все что вам нужно – около 20 минут в день дважды в неделю и в скором времени вы сможете мгновенно переходить из любого состояния к состоянию внутреннего гонщика. Использование «команды к эффективности» является также лучшим способом, чтобы вернуть вашего внутреннего гонщика после падения или ошибки.
Теперь, когда вы научились включать своего внутреннего гонщика, вам необходимо научиться оставаться в этом состоянии. Одной из составляющих, позволяющих вам сохранить это состояние, является психологическая устойчивость. Нужно уметь не позволять людям или событиям, которые вы не в состоянии контролировать, влиять на вашу уверенность в себе. Ясное видение цели, которой вы хотите достигнуть, и уверенность в ваших способностях помогут вам оставаться крепкими. Это действительно помогло мне в одной из моих первых гонок в качестве профессионала в национальной серии Norba. Когда JohnTomac сидел с одной стороны от меня, а действующий чемпион мира MikeKingначинал разминаться с другой стороны, на минутку я действительно сильно занервничал. Мысли вроде «я тут лишний» и «эти ребята меня уничтожат» ударяли мне в голову. Потом я вспомнил, что моей целью было просто проехать настолько хорошо, насколько возможно и что я соревнуюсь с секундомером, а не с этими богами спорта. Томак и Кинг проехали гораздо лучше меня, но сконцентрировавшись на своей цели и не беспокоясь о том, на что я не могу повлиять (скорость других гонщиков), я смог проехать настолько хорошо, насколько вообще мог. Так что держите все, что можете, под контролем и подавляйте волнение; переживания могут забрать у вас энергию. Важно понимать, что переживания и волнение зачастую не имеют под собой реальных оснований. Помните о своей цели и не беспокойтесь о том, что не можете контролировать.
Извлечение опыта из своих ошибок также сделает вас крепче. Многие райдеры убираются, ругают свой байк, потом поднимают его и продолжают кататься. Это хорошая стратегия (за исключением ругани) в гонке, потому что вы хотите потерять как можно меньше времени. Когда вы совершаете ошибку на тренировке, остановитесь и разберитесь, почему вы сделали эту ошибку и постарайтесь понять, как повести себя в аналогичной ситуации в будущем, чтобы избежать ошибки. Такой подход полностью изменяет последствия совершения ошибки. Вместо того чтобы злиться и терять уверенность, вы чувствуете что-то вроде достижения и прироста уверенности, поскольку вы использовали свою ошибку для усовершенствования техники катания. Ошибки – это часть процесса обучения, так что рассматривайте их как возможность усовершенствовать себя, а не как поражение.
Воображение – еще один кирпичик в стене крепости. Гораздо проще обогнать гонщика, уделавшего вас в паре предыдущих гонок, если вы уже сделали это у себя в голове десяток раз. Представьте себя участником плохих ситуаций, в которые вы можете попасть (такие как плохой старт в кк-гонке или падение на тренировке перед дх-заездом) и мысленно преодолейте эти ситуации. Чем чаще и детальнее вы прокручиваете такие ситуации у себя в голове, тем лучше вы будете справляться с ними в реальной жизни.
Становление эмоционально и психологически устойчивым – это как обычные тренировки тела; вы обрушиваете стресс на себя, восстанавливаетесь после этого стресса и, впоследствии, становитесь сильнее. Определите, как найти свой СОЭ и затем работайте над тем, как приходить к нему более последовательно и более быстро. Обращайте внимание на ощущения, которые тормозят ваше развитие и держите эти ощущения в поле зрения, не закрывайте на них глаза. В конце концов, это всего-навсего велогонка. Представляйте себя преодолевающим препятствия и достигающим своих целей, и вам будет гораздо проще перенести все это в реальную жизнь. Все описанные выше упражнения сделают вас крепче.
Вы хотите достигать своего СОЭ в любом соревновании, но некоторые элементы вашего СОЭ могут различаться в зависимости от специфики самого соревнования. Уровень уверенности, соревновательного духа, сосредоточенности, фана и контроля должны оставаться прежними, но уровень расслабленности и возбужденности может отличаться в зависимости от конкретного соревнования. В сноубордических гонках (автор статьи GeneHamiltonдолгое время работал тренером по сноуборду – прим. переводчика) я заметил, что выступал наилучшим образом, когда был максимально возбужден. Уровень моей возбужденности зашкаливал и я боролся, чтобы держать свои мышцы в расслабленном состоянии. Зная, что в таком состоянии я наилучшим образом выступал в сноубордических гонках, я на протяжении многих лет применял такое состояние для гонок по даунхиллу. Это оказывало негативное влияние на плавность моего движения по трассе. Я слишком сильно старался, входил в повороты на слишком большой скорости, а выходил на низкой, педалировал, когда должен был прокачивать трассу и был слишком напряжен, чтобы ехать плавно. Сейчас я гоняюсь в более спокойном, раслабленном состоянии, что позволяет мне ехать плавне, тратить меньше энергии и проходить трассы быстрее.
Для таких гонок как байкеркросс или параллельный слалом я все еще использую максимально возбужденное состояние, потому что старт очень важен и гонка представляет собой короткий спринт. В общем, чем продолжительнее соревнование, тем более спокойным и расслабленным вам необходимо быть. Короткие соревнования требуют более возбужденного состояния.
Have fun =)
В прошлом месяце я объяснял, что талант и навыки сами по себе не позволят вам гоняться на высочайшем для вас уровне. Чтобы доминировать как спортсмен вы должны быть крепким. Я определяю крепость как возможность действовать на пике или около пика своих возможностей, независимо от того, какие сюрпризы преподносит вам жизнь. Чтобы делать это, вы должны быть способны достигать вашего состояния оптимальной эффективности (далее — СОЭ) на тренировках, до того как начнутся соревнования. Ваш СОЭ – это психологическое состояние, включающее в себя расслабленность, уверенность, соревновательный дух и возбужденность на том уровне, который позволит выступить наилучшим образом. Далее я опишу способы достижения СОЭ и способы становления крепче в трех основных областях, влияющих на это: психологическая устойчивость, эмоциональная гибкость и физическая выносливость.
Уровень расслабленности, уверенности, соревновательного духа, сосредоточенности, фана, контроля и энергии, необходимый для достижения своего СОЭ, различный для каждого. Если вы слишком расслаблены, вы медлительны и недостаточно сосредоточены, если вы слишком возбуждены и слишком сильно стараетесь – вы теряете плавность на трассе. Нахождение уровня соревновательного духа, при котором вы выступаете наилучшим образом, — это отличное начало в процессе работы над собой. Вы должны найти состояние, в котором вы находитесь на грани контроля, на грани сохранения сосредоточенности, когда вы ощущаете, что ваши способности соответствуют требованиям, предъявляемым соревнованием. Случалось ли когда-нибудь, что вы красиво и чисто проходили сложную часть трассы, а потом убирались на следующем за ней простейшем участке? Пребывание на грани контроля на сложной секции делало вас максимально сосредоточенным, но когда вы почувствовали полный контроль, вы потеряли сосредоточенность.
Вы можете экспериментировать, чтобы найти правильную комбинацию и разумный баланс уверенности, соревновательного духа, сосредоточенности, фана, контроля и возбужденности, необходимые вам для достижения своего СОЭ.
Когда вы найдете свой СОЭ, вы должны научиться достигать его систематически. У каждого бывают гоночные выходные, когда вы недостаточно поспали, вас колбасит после долгого перелета или преезда или вы просто измотаны. Чтобы быть в форме и выступать хорошо в такие дни, вам необходимо перейти из состояния «как я себя чувствую» в состояние «как я должен себя чувствовать». Вы должны быть в состоянии собрать воедино все составляющие вашего СОЭ в день соревнований, независимо от того, как действительно вы себя чувствуете. Лучший способ сделать это – создать второе «я», вашего внутреннего гонщика. Внутренний гонщик – личность, которой вы становитесь в день соревнований, никак не связанная с вашей повседневной жизнью. Ваш внутренний гонщик чувствует уверенность, силу, возбуждение и расслабленность независимо от того, как чувствуете себя в данный момент вы.
Вы достигаете необходимого состояния, действуя уверенно, сильно, пребывая в возбужденном состоянии, а организм, реагируя на такие ваши действия, делает так, что вы начинаете чувствовать себя именно так, как действуете. Играйте роли, используйте модель поведения кого-то кто уверен и быстр (не воспринимайте буквально, ковырять в носу по примеру лидера совсем не обязательно=) – прим. переводчика). Я пытаюсь настроиться на частоту Седрика Грасии (подбородок вверх, грудь вперед, смотрю людям в глаза, улыбаюсь и всячески горжусь собой) это заставляет меня смеяться (расслабляет) и добавляет уверенности. Все это делается путем вспоминания ощущений, приходивших после успехов в вашем прошлом. Процесс может быть ускорен созданием того, что спортивные психологи называют «команда к эффективности» (в оригинале – “performancecue”), то есть действия, помогающие быстро включить внутреннего гонщика.
Команда к эффективности обычно является физическим действием, связанным с мыслью или короткой фразой, например, сжать кулак и сказать «я король!» или «охренеть какой я быстрый!»
В расслабленном состоянии, например, сидя в слабоосвещенной комнате в одиночестве, представьте себе три ситуации, которые приводили вас к СОЭ. Когда вы почувствуете приход =) СОЭ, осуществите свою «команду к эффективности». Повторите так с каждой из трех ситуаций, которые вы вспомнили, на все должно уйти около 20 минут. Все что вам нужно – около 20 минут в день дважды в неделю и в скором времени вы сможете мгновенно переходить из любого состояния к состоянию внутреннего гонщика. Использование «команды к эффективности» является также лучшим способом, чтобы вернуть вашего внутреннего гонщика после падения или ошибки.
Теперь, когда вы научились включать своего внутреннего гонщика, вам необходимо научиться оставаться в этом состоянии. Одной из составляющих, позволяющих вам сохранить это состояние, является психологическая устойчивость. Нужно уметь не позволять людям или событиям, которые вы не в состоянии контролировать, влиять на вашу уверенность в себе. Ясное видение цели, которой вы хотите достигнуть, и уверенность в ваших способностях помогут вам оставаться крепкими. Это действительно помогло мне в одной из моих первых гонок в качестве профессионала в национальной серии Norba. Когда JohnTomac сидел с одной стороны от меня, а действующий чемпион мира MikeKingначинал разминаться с другой стороны, на минутку я действительно сильно занервничал. Мысли вроде «я тут лишний» и «эти ребята меня уничтожат» ударяли мне в голову. Потом я вспомнил, что моей целью было просто проехать настолько хорошо, насколько возможно и что я соревнуюсь с секундомером, а не с этими богами спорта. Томак и Кинг проехали гораздо лучше меня, но сконцентрировавшись на своей цели и не беспокоясь о том, на что я не могу повлиять (скорость других гонщиков), я смог проехать настолько хорошо, насколько вообще мог. Так что держите все, что можете, под контролем и подавляйте волнение; переживания могут забрать у вас энергию. Важно понимать, что переживания и волнение зачастую не имеют под собой реальных оснований. Помните о своей цели и не беспокойтесь о том, что не можете контролировать.
Извлечение опыта из своих ошибок также сделает вас крепче. Многие райдеры убираются, ругают свой байк, потом поднимают его и продолжают кататься. Это хорошая стратегия (за исключением ругани) в гонке, потому что вы хотите потерять как можно меньше времени. Когда вы совершаете ошибку на тренировке, остановитесь и разберитесь, почему вы сделали эту ошибку и постарайтесь понять, как повести себя в аналогичной ситуации в будущем, чтобы избежать ошибки. Такой подход полностью изменяет последствия совершения ошибки. Вместо того чтобы злиться и терять уверенность, вы чувствуете что-то вроде достижения и прироста уверенности, поскольку вы использовали свою ошибку для усовершенствования техники катания. Ошибки – это часть процесса обучения, так что рассматривайте их как возможность усовершенствовать себя, а не как поражение.
Воображение – еще один кирпичик в стене крепости. Гораздо проще обогнать гонщика, уделавшего вас в паре предыдущих гонок, если вы уже сделали это у себя в голове десяток раз. Представьте себя участником плохих ситуаций, в которые вы можете попасть (такие как плохой старт в кк-гонке или падение на тренировке перед дх-заездом) и мысленно преодолейте эти ситуации. Чем чаще и детальнее вы прокручиваете такие ситуации у себя в голове, тем лучше вы будете справляться с ними в реальной жизни.
Становление эмоционально и психологически устойчивым – это как обычные тренировки тела; вы обрушиваете стресс на себя, восстанавливаетесь после этого стресса и, впоследствии, становитесь сильнее. Определите, как найти свой СОЭ и затем работайте над тем, как приходить к нему более последовательно и более быстро. Обращайте внимание на ощущения, которые тормозят ваше развитие и держите эти ощущения в поле зрения, не закрывайте на них глаза. В конце концов, это всего-навсего велогонка. Представляйте себя преодолевающим препятствия и достигающим своих целей, и вам будет гораздо проще перенести все это в реальную жизнь. Все описанные выше упражнения сделают вас крепче.
Вы хотите достигать своего СОЭ в любом соревновании, но некоторые элементы вашего СОЭ могут различаться в зависимости от специфики самого соревнования. Уровень уверенности, соревновательного духа, сосредоточенности, фана и контроля должны оставаться прежними, но уровень расслабленности и возбужденности может отличаться в зависимости от конкретного соревнования. В сноубордических гонках (автор статьи GeneHamiltonдолгое время работал тренером по сноуборду – прим. переводчика) я заметил, что выступал наилучшим образом, когда был максимально возбужден. Уровень моей возбужденности зашкаливал и я боролся, чтобы держать свои мышцы в расслабленном состоянии. Зная, что в таком состоянии я наилучшим образом выступал в сноубордических гонках, я на протяжении многих лет применял такое состояние для гонок по даунхиллу. Это оказывало негативное влияние на плавность моего движения по трассе. Я слишком сильно старался, входил в повороты на слишком большой скорости, а выходил на низкой, педалировал, когда должен был прокачивать трассу и был слишком напряжен, чтобы ехать плавно. Сейчас я гоняюсь в более спокойном, раслабленном состоянии, что позволяет мне ехать плавне, тратить меньше энергии и проходить трассы быстрее.
Для таких гонок как байкеркросс или параллельный слалом я все еще использую максимально возбужденное состояние, потому что старт очень важен и гонка представляет собой короткий спринт. В общем, чем продолжительнее соревнование, тем более спокойным и расслабленным вам необходимо быть. Короткие соревнования требуют более возбужденного состояния.
Have fun =)
-
добавить в избранное
2
- +47
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (25)
Alabama
Oxide
и поделиться вроде бы ценной инфой рад)
lorinser
Т.Е. Я считаю в русской версии нужно использовать другую аббревиатуру, найти синоним «состояния оптимальной эффективности»
Aigo
придумаем новую аббревиатуру и появится металлург/экономист/летчик или еще кто-нибудь и снова потребует перемен))
lorinser
Aigo
Optimal Performance State (OPS)
lorinser
AcidRider
affro
Aigo
koshak
… как то так получится. так что ГТО подходит 2 раза.
В то время как повышение СОЭ говорит о воспалительном процессе — и значит вы болеете например.
Aigo
Эта статья практически один в один совпадает с текстом в книге по подготовке учащихся музучилищ к выступлениям :)
Хочу добавить один момент — отучиться задумываться о допущенных ошибках (анализировать почему произошло или думать, а вот там можно было сделать так) во время выступления и не забегать вперед, раздумывая о предстоящих серьезных участках.
BoogieMan
Для гонщика это наверное и будет противопоставление себя другим соперникам, и «не комфортной» для него обстановке.
affro
Ждем продолжения!
skifreeboxxer
lorinser
Единственное чего здесь не встретил, так это совета из книги Mountail bike manual, там говорится о пользе какого-то гоночного амулета/одежды для гонки, который используется в день гонки, чтобы напоминать тебе, что сегодня не рядовое катание. В пример приводились перчатки другого цвета, которые не используются на тренировках.
А вообще практика рулит, но тренироваться мысленно намного сложнее, чем делать это физически. 20 минут в день — это настоящая пытка, пробовал в немного другом спорте.
Val
амулет или что-нибудь парадно-выходное из экипировки может сработать как performance cue.
кстати, где можно достать Mountail bike manual?
lorinser
Val
thresh
lorinser
thresh
lorinser
Гонщик должен быть готов хорошо проехать в любой ситуации, даже, если прям перед гонкой ему дадут перчатки какого-нибудь слабого спортсмена. Вот над чем нужно работать:)
timur
например готовишься прыгнуть большую пролетку (или просто страшную) и прокрутив различные варианты — недолет, перелет или кривой вылет и т.д. этим готовишься, а если вдруг не долетаешь, то тело делает те движения, которые ты прокручивал в голове. в результате минимальные травмы )
lockyl