Тренировки — Фабье Барель рассказывает о философии флоу-катания
Предисловие моё (Chute):
Решил достать из закромов немного пыльный перевод двухгодичной давности интервью с Фабьеном, раз пока с постами тихо.
Перевод камрада СТ_, моя работа тут только литературная обработка текста и коррекция. Если где перестарался или недодал запятых — прошу простить.
Предисловие переводчика (СТ_):
Стив Джонс, Фабьен Барель, камера, и не попавшие в кадр правильные напитки, раскрывают в двухкратном чемпионе мира по ДХ не только гонщика, но и философа. Я специально не стал переводить это как прямую речь — желающим насладиться рекомендую оригинал, ну, а смысловое содержение — настолько, насколько мне удалось его понять из этой лингвистически непростой беседы — я предлагаю вам к ознакомлению в виде текста.
Выступая в даунхиле, я пытался быть как можно более быстрым — учился правильно поворачивать, прыгать, занимать верное положение на байке, и я знал как можно получить максимум скорости в каждой отдельной точке трассы. Но когда дело доходит до того, чтобы наиболее точно соединить всё это вместе, то ты начинаешь осознавать, что есть ещё ряд параметров, которые ты должен принимать в рассчет, и что твоя скорость может быть больше или меньше просто потому, что у каждого трейла есть определенный, присущий ему “тeмпоритм” (он же «флоу»).
Если ты не прочувствовал этот ритм, то очевидно окажешься в ситуации, когда будешь тратить больше энергии, чем необходимо, а это значит что твои действия на трейле не являются оптимальными.
Сейчас я быстро кое-что проясню: это вообще общефилософский принцип, и скорее принцип даже вцелом о жизни. Но он будет верен и для МТБ, и в особенности при катании трэйлов — ты можешь выдать максимум в любой момент жизни, но если тебя волнует действие в целом, то есть которое будет длиться, длиться, и длиться, а не занимать одно мгновенье, то ты должен заботиться об оптимальном, а не о максимальном.
Вообще, с философской точки зрения, максимум следует из рационального, из разума, а оптимум появляется только тогда, когда ты в состоянии вложить в это ещё и свое сердце, свои инстинкты, и свои чувства.
Даже участвуя в кубке мира ты никогда не выдаешь максимум! Там нет места максимуму. Максимум подразумевает задействование ещё одного параметра, которым ты не можешь управлять — удачи.
Возвращаясь к вопросу о “темпоритме” и скорости — существует определенная скорость для определеного уровня навыков на определенных трейлах. То есть, когда вы подходите к решению задачи «как проехать по трассе», в ней есть несколько переменных, но все они должны вместе свестись к оптимуму.
Например, каждый когда раз, когда передо мной возникает задача поднять чей-нибудь уровень катания, то я имею дело с человеком, уже имеющим определенные навыки, котрые зафиксированы в его сознании и рефлексах. И если ты хочешь изменить этот уровень (скажем, 100% это максимально возможная скорость, а ты хочешь поднять её уровень с имеющихся у человека 80 до 90%), то если ты не вернешся назад, и не начнешь с 50%, то ты никогда не получишь роста. Потому что если ты хочешь роста, то тебе нужно работать с основами, с базовыми навыками катания, исправлять ошибки там.
Кроме того, есть последняя ступень — инстинктивная езда. Она подразумевает три этапа: ты должен сознательно понимать как и что нужно делать, ты должен уметь применять это на практике, и ты должен чувствовать это. Например ты не можешь постоянно думать в ДХ. Если тебе нужно думать, что ты должен делать, ты этого не сделаешь, ибо не успеешь. Ты должен чувствовать и реагировать именно инстинктивно.
В ДХ я учу трассу наизусть — знаю все траектории, знаю какое положение на байке я должен занимать на этих траекториях, визуализирую прохождение трассы, повороты, траектории, и повторяю и тренирую это до тех пор, пока это не станет для меня естественным, и я не начну это делать инстинктивно.
На трассе которую ты знаешь, ты можешь подобрать движения, которые обеспечат тебе высокую скорость и ее сохранение, но совершенство в катании проявляется в умении ехать по незнакомым трассам — читать их, предвидеть, и чувствовать. И в этом и есть суть маунтинбайкинга. Любой может придти на БМХ-трек и выучить все прыжки, прыгая их десятки раз. И даже на ДХ трассе ты обязательно достигнешь своего максимума — максимума для твоего уровня навыков, технологий в твоем байке, и состояния трассы. Ты обязательно достигнешь свой максимум, но достичь оптимума на незнакомой трассе используя все свои чувства: интуицию, ощущения, и инстинкты — вот истинное совершенство!
Посмотрите, как катает Джером Клеменц или я — мы очень мало крутим педали, делаем это, только когда есть удобная возможность, и это действительно необходимо. Величайшая ошибка верить, что чтобы ехать быстрее — нужно крутить больше, это не так. Нужно использовать рельеф для создания скорости.
Зачастую прокачка препятствия ногами создаёт куда больше скорости, чем педаляж. И, кстати, 29ые колеса не позволяют использовать рельеф для создания скорости. 29е сохраняют скорость, а 26е позволяют ее набирать! На разных трассах, разумеется, преимуществом может быть то или другое. Это в самом деле так, потому, что с меньшим диаметром колеса, каждую маленькую ямку или бугорок можно прокачать и использовать для ускорения. Но сейчас не об этом.
Возвращаясь к теме “флоу” — у тебя должно быть определенное чувство рельефа — умение его читать, ощущать и использовать для увеличения скорости небольшими движениями тела, без участия педаляжа. Движения, руками и ногами, плечами, создание усилия на каретке, руле — обыгрывая с помощью всего этого рельеф, можно увеличивать скорость не крутя.
Технология, навыки и рельеф создают все параметры, чтобы совершать определенные движения в доли секунды в определенных местах. И все эти маленькие движения невозможно совершать думая о них. Они слишком быстрые, чтобы успевать делать их осознанно. Это происходить на уровне чувства. И в этом и состоит скилл.
Умение — это не что-то выученное на постоянно, это возможность чувствовать что происходит. Я всегда сравниваю наш спорт с горнолыжным. Только лыжник, умеющий чувствовать снег — какой он, теплый ли, плотный ли, леденистый, мокрый или нет, в состоянии приложить ровно нужную силу к лыжам, чтобы пройти поворот. Надавить сильно может любой, но приложить точно необходимое и достаточное количество силы чтобы повернуть не теряя ни грамма скорости — вот в чем заключается искусстово быстрой езды. Это небольшая прибавка в каждом повороте, но в сумме они дают выигрыш. И абсолютно то же касается и эндуро и ДХ.
Оригинал:
dirt.mpora.com/news/two-time-dh-world-champion-fabien-barel-talks-about-the-art-of-flow.html
Решил достать из закромов немного пыльный перевод двухгодичной давности интервью с Фабьеном, раз пока с постами тихо.
Перевод камрада СТ_, моя работа тут только литературная обработка текста и коррекция. Если где перестарался или недодал запятых — прошу простить.
Предисловие переводчика (СТ_):
Стив Джонс, Фабьен Барель, камера, и не попавшие в кадр правильные напитки, раскрывают в двухкратном чемпионе мира по ДХ не только гонщика, но и философа. Я специально не стал переводить это как прямую речь — желающим насладиться рекомендую оригинал, ну, а смысловое содержение — настолько, насколько мне удалось его понять из этой лингвистически непростой беседы — я предлагаю вам к ознакомлению в виде текста.
Выступая в даунхиле, я пытался быть как можно более быстрым — учился правильно поворачивать, прыгать, занимать верное положение на байке, и я знал как можно получить максимум скорости в каждой отдельной точке трассы. Но когда дело доходит до того, чтобы наиболее точно соединить всё это вместе, то ты начинаешь осознавать, что есть ещё ряд параметров, которые ты должен принимать в рассчет, и что твоя скорость может быть больше или меньше просто потому, что у каждого трейла есть определенный, присущий ему “тeмпоритм” (он же «флоу»).
Если ты не прочувствовал этот ритм, то очевидно окажешься в ситуации, когда будешь тратить больше энергии, чем необходимо, а это значит что твои действия на трейле не являются оптимальными.
Сейчас я быстро кое-что проясню: это вообще общефилософский принцип, и скорее принцип даже вцелом о жизни. Но он будет верен и для МТБ, и в особенности при катании трэйлов — ты можешь выдать максимум в любой момент жизни, но если тебя волнует действие в целом, то есть которое будет длиться, длиться, и длиться, а не занимать одно мгновенье, то ты должен заботиться об оптимальном, а не о максимальном.
Вообще, с философской точки зрения, максимум следует из рационального, из разума, а оптимум появляется только тогда, когда ты в состоянии вложить в это ещё и свое сердце, свои инстинкты, и свои чувства.
Даже участвуя в кубке мира ты никогда не выдаешь максимум! Там нет места максимуму. Максимум подразумевает задействование ещё одного параметра, которым ты не можешь управлять — удачи.
Возвращаясь к вопросу о “темпоритме” и скорости — существует определенная скорость для определеного уровня навыков на определенных трейлах. То есть, когда вы подходите к решению задачи «как проехать по трассе», в ней есть несколько переменных, но все они должны вместе свестись к оптимуму.
Например, каждый когда раз, когда передо мной возникает задача поднять чей-нибудь уровень катания, то я имею дело с человеком, уже имеющим определенные навыки, котрые зафиксированы в его сознании и рефлексах. И если ты хочешь изменить этот уровень (скажем, 100% это максимально возможная скорость, а ты хочешь поднять её уровень с имеющихся у человека 80 до 90%), то если ты не вернешся назад, и не начнешь с 50%, то ты никогда не получишь роста. Потому что если ты хочешь роста, то тебе нужно работать с основами, с базовыми навыками катания, исправлять ошибки там.
Кроме того, есть последняя ступень — инстинктивная езда. Она подразумевает три этапа: ты должен сознательно понимать как и что нужно делать, ты должен уметь применять это на практике, и ты должен чувствовать это. Например ты не можешь постоянно думать в ДХ. Если тебе нужно думать, что ты должен делать, ты этого не сделаешь, ибо не успеешь. Ты должен чувствовать и реагировать именно инстинктивно.
В ДХ я учу трассу наизусть — знаю все траектории, знаю какое положение на байке я должен занимать на этих траекториях, визуализирую прохождение трассы, повороты, траектории, и повторяю и тренирую это до тех пор, пока это не станет для меня естественным, и я не начну это делать инстинктивно.
На трассе которую ты знаешь, ты можешь подобрать движения, которые обеспечат тебе высокую скорость и ее сохранение, но совершенство в катании проявляется в умении ехать по незнакомым трассам — читать их, предвидеть, и чувствовать. И в этом и есть суть маунтинбайкинга. Любой может придти на БМХ-трек и выучить все прыжки, прыгая их десятки раз. И даже на ДХ трассе ты обязательно достигнешь своего максимума — максимума для твоего уровня навыков, технологий в твоем байке, и состояния трассы. Ты обязательно достигнешь свой максимум, но достичь оптимума на незнакомой трассе используя все свои чувства: интуицию, ощущения, и инстинкты — вот истинное совершенство!
Посмотрите, как катает Джером Клеменц или я — мы очень мало крутим педали, делаем это, только когда есть удобная возможность, и это действительно необходимо. Величайшая ошибка верить, что чтобы ехать быстрее — нужно крутить больше, это не так. Нужно использовать рельеф для создания скорости.
Зачастую прокачка препятствия ногами создаёт куда больше скорости, чем педаляж. И, кстати, 29ые колеса не позволяют использовать рельеф для создания скорости. 29е сохраняют скорость, а 26е позволяют ее набирать! На разных трассах, разумеется, преимуществом может быть то или другое. Это в самом деле так, потому, что с меньшим диаметром колеса, каждую маленькую ямку или бугорок можно прокачать и использовать для ускорения. Но сейчас не об этом.
Возвращаясь к теме “флоу” — у тебя должно быть определенное чувство рельефа — умение его читать, ощущать и использовать для увеличения скорости небольшими движениями тела, без участия педаляжа. Движения, руками и ногами, плечами, создание усилия на каретке, руле — обыгрывая с помощью всего этого рельеф, можно увеличивать скорость не крутя.
Технология, навыки и рельеф создают все параметры, чтобы совершать определенные движения в доли секунды в определенных местах. И все эти маленькие движения невозможно совершать думая о них. Они слишком быстрые, чтобы успевать делать их осознанно. Это происходить на уровне чувства. И в этом и состоит скилл.
Умение — это не что-то выученное на постоянно, это возможность чувствовать что происходит. Я всегда сравниваю наш спорт с горнолыжным. Только лыжник, умеющий чувствовать снег — какой он, теплый ли, плотный ли, леденистый, мокрый или нет, в состоянии приложить ровно нужную силу к лыжам, чтобы пройти поворот. Надавить сильно может любой, но приложить точно необходимое и достаточное количество силы чтобы повернуть не теряя ни грамма скорости — вот в чем заключается искусстово быстрой езды. Это небольшая прибавка в каждом повороте, но в сумме они дают выигрыш. И абсолютно то же касается и эндуро и ДХ.
Оригинал:
dirt.mpora.com/news/two-time-dh-world-champion-fabien-barel-talks-about-the-art-of-flow.html
-
добавить в избранное
16
- +91
- Мнения
?
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (21)
cka3o4nuk
Chute
kapibar
AnzorShuhov
Chute
Интересный разговор с Барелем про катание / steep and gnarly ))) / Twentysix
Chute
generalnik
cka3o4nuk
Экономить силы на техничке для подъема/физушных участков, либо всирать все на техничке и ехать быстрее там.
По мне так второе работает только если овердофига физухи.
B-race
мне на подсознании не нравится как едет найнер точнее как он летит с баников и хопов
а теперь я понял почему)
cka3o4nuk
aacho
cka3o4nuk
Практически )
koshki
Lyoho
cka3o4nuk
nilstisebe
Думаю, что это больше дело привычки и вкатки под характер байка.
Chute
B-race
aacho
Ну а там, уж помнишь ты их или нет, надо играть
Есть навыки — сыграешь, поглядывая в партитуру, навыки развиты — ноты не нужны, по памяти повторишь партию или будешь импровизировать.
Нет — будешь мучительно вспоминать нотацию и фальшивить.
Но направление мысли верное.
koshki
GrifonI