ctepx — Личное, предвзятое и необъективное: 26 vs 29.
Давно хотел написать об этом, но времени катастрофически не хватало. Однако, в данный момент суммарное время, потраченное на ответы на самый риторический вопрос последних лет явно перевешивает время, которое будет потрачено на написание дальнейшего текста.
Все написанное ниже исключительно субъектив, математические расчеты вы можете легко найти в сети. Например, Александр Ломакин, обладающий шикарной ногой и математическим образованием, в своей статье “Найнеры и физика: динамика разгона” приходит к следующим выводам:
“При разнице в весе передних колес порядка 11% (160г), задних колес – 8% (160г), а всего велосипеда – 7% (720г) получаем разницу в моментах инерции для переднего колеса 46,2%, а для заднего – 46,1%. При этом вращательная составляющая в формуле для вычисления работы увеличивается на 17,5%. Внушительно! Однако итоговый вклад более тяжелых и больших колес в работу будет гораздо меньшим в процентном отношении, в зависимости от веса велосипедиста. Подстановка численных значений показала, что для подсушенного велосипедиста весом 50кг величина работы по разгону на найнере увеличивается только на 1,6%, а для его более плотного коллеги весом 70кг – всего на 1,2%.”
То есть, чем крупнее тушка, тем меньше разницы. Про преимущества в геометрической проходимости найнера, думаю ничего никому рассказывать не надо. Найнер действительно намного лучше едет по неровной поверхности.
Найнер в идеальных для себя условиях
Байки
В этом году, видимо, только мы с Пашей не делали глобальный выбор 26 или 29, у нас было счастье выбирать локально, под каждую гонку. Мы получили уникальную возможность сравнить байки в практически одинаковой комплектации — Merida Big.Nine Team-D и Merida 0.Nine Team-D.
В моем случае байки отличались передним переключателем и системой — X.0 на Big.Nine и XX на 0.Nine. Колеса были практически идентичны по своему классу — ZTR Crest/Sapim CX Ray/DT 240 на 29-м и ZTR 355/Sapim CX Ray/DT 240. В остальном все одинаково-топовое с надписями XX и BlackBox на борту =)
На фото весенние комплектации, сейчас байки отличаются в некоторых деталях.
Посадка
На найнер я “садился” достаточно долго, проехав “MTB Beskidy Trofy” я осознал, что сижу слишком высоко и мне пришлось убрать на найнере продвинутую рулевую колонку от Acros Head Block, которая не давала манеткам доставать до верхней трубы рамы в случае падения. Отличная штука, но она добавляла более чем сантиметр по высоте. Сейчас многие производители рам озаботились такими фишками в различной реализации. Canyon и Pinarello решили, что проще сделать упоры на раме.
В моем случае установка плоской крышки рулевой и выноса с наклоном в 17 градусов, ставшим традиционным для найнеров, дала мне комфортную сбалансированную посадку.
Какое-то время на руле PRC Team Flat 660 стояли рога, но после ТрансАльпа я отказался от них, на столь широком руле они совершенно не нужны.
На 26-м байке все было стандартно, посадка на 0.Nine давно прикатана. На байке этого года стоял аналогичный руль PRC Team Flat 660, который был заменен на более привычный прошлогодний лоурайзер от FSA, упиленный до 640. Практика показала, что привыкнув к 660-ти миллиметрам трудно пересаживаться на 640, поэтому в следующем году на всех байках будут стоять плоские рули шириной 660 миллиметров и изгибов в 9 градусов.
Удивительно, но Big.Nine все время казался более жестким в каретке, чем его меньший собрат, мне кажется это из-за оси X12 сзади. На переднем колесе найнера и на обоих колесах 0.Nine стояли ThruBolt от DT. От экцентриков я отказался уже достаточно давно.
В середине сезона по счастливой случайности мне перепала тестовая рама Big.Nine от Merida Multivan Team. На ней не было даже защитных наклеек на нижней трубе переднего треугольника. Она весила около одного килограмма, на ней была наклеечка “Prototype”, а на традиционной штамповке вместо веса было написано “non ridable”, а заднее право перо было усилено несколькими слоями карбона.
Пересобрав байк на ней я не заметил никакой разницы в поведении, он просто стал немного легче и намного эксклюзивнее!
Несерийная рама в Чулково
Разгон
Да, найнер плавнее, для его разгона требуется чуть больше времени, но это компенсируется тем, что набранная скорость держится гораздо легче и это в некотором роде компенсирует больший вес колес. Причем, чем более неровная под колесами поверхность, тем большую экономию сил дает найнер.
Плавность хода и проходимость.
Найнер ощутимо плавнее, набранная скорость держится гораздо легче, а трясет заметно меньше. На всех неровных поверхностях у найнера есть преимущество в плавности движения. Также найнер намного легче едет по влажному мягкому грунту и траве.
Найнер требует гораздо меньшего внимания при работе стоя. Так как заднее колесо намного лучше цепляется за грунт ошибки в распределении веса между колесами при работе стоя не столь критичны. Думаю многим знакомо, как выбивает из ритма даже малейшее проскальзывание заднего колеса при езде в крутой торчок.
Управляемость
То, что “найнер управляется точно также как и 26-ой” это все сказки. Не так он управляется. Подобные заявления, мне кажется, связаны с тем, что со временем райдер привыкает к большим колесам и соответствующим образом меняет технику езды, хотя многое еще зависит и от геометрии рамы.
Найнер более устойчивый и задумчивый, он заставляет выбирать более плавные траектории, позволяющие сохранить скорость, пусть даже на существенно большей дуге. Переднее колесо у найнера мягче, чем у 26-го байка, но тут уж ничего не поделаешь, это физика. Посмотрим, может быть 15-мм ось добавит жесткости по сравнению с 9-мм DT ThruBolt.
Для ЛЧР я выбрал O.Nine
26-ой байк более резкий, маневренный, но им нужно уметь пользоваться, он требует большего внимания, но на определенных трассах, мне кажется он будет иметь преимущество.
Мне кажется в этом плане очень показательна победа Жульена Абсалона в этом году на 26-ом. Она была одержана на домашней прикатанной трассе, которую он может ехать с закрытыми глазами.
Общие ощущения и поведение в разных условиях
В целом, главная особенность езды на найнере — минимизировать потери скорости в поворотах. Плавность найнера подкупает, он прощает многие типичные ошибки и именно поэтому многие райдеры едут на нем быстрее.
Однако, нельзя сказать, что 26-ой байк во всем проигрывает своему большому брату. 26-ой может быть быстрее на гладких, выкатанных трассах с множеством поворотов и большим набором высоты на километр дистанции. Такие условия могут быть в Чулково или Орехово, но все будет зависеть от конкретной трассы. В Мичуринске, на мой взгляд 26-ой был предпочтительнее, так как там куча разворотов на 180 градусов, и есть пара секторов с мелкой техникой, а более менее значимых прогонов там нет.
В Пашиных условиях обитания таких трасс практически нет. На БРК2012, несмотря на рельеф найнер ехал намного лучше 26-го. Уральские трассы весьма каменисты и не выкатаны. Камни вообще плохо выкатываются.
Важная фишка найнера это возможность устанавливать менее злую резину. Maxxis Aspen на Big.Nine и Maxxis Aspen на 0.Nine это совершенно разный Aspen =)
Грязевой Maxxis Beaver, разработанный специально для найнеров так и не удалось попробовать, единственная требующая этой резины гонка в Обнинске прошла до того, как я получил Beaver в свои руки.
На традиционных для TransAlp грейдерах мы сочли наши Maxxis Ikon EXO перебором и часто мечтали об Maxxis Aspen EXO
Единственный тест
Задуманный изначально тест, со сменой байков на каждом кругу гонки кросс-кантри провести не удалось, однако удалось поучавствовать в парной эстафете в г. Радужный, где я каждый этап менял байк.
Четыре не очень длинных этапа, четыре раза отработать на все деньги и передать эстафету. Времена всех этапов оказались очень близки, какие-либо выводы делать сложно, нужно попробовать в следющем году все-таки провести тест в гонке со сменой байка на каждом круге =)
Туда-обратно
При регулярной смене 26 на 29 и обратно возникают забавные ощущения. При переходе на большее колесо сразу возникают мысли типа “ух… корабль”, а при переходе на меньше “блин, что это, почему переднее колесо так далеко и такая острая реакция на любое движение”. Время привыкания к байку — около часа. На найнере больше кайфа от скоростных открытых поворотов, на 26-ом доставляет удовольствие мелкая рулежка.
Широкий мокрый трейл какого-то байк-парка позволяет выбирать любые траектории
Следующий сезон
В следующем сезоне я решил отказаться от тренировочного 26-го байка и заменить его найнером. Однако, 0.Nine Team-D останется в конюшне для Элиминаторов и специфических трасс.
Мировой опыт
Из того, что особенно запомнилось, могу отметить статью одного зарубежного тренера, в которой он призывает к тому, что не стоит покупать найнер как первый байк. Нужно освоить базовую технику на 26-м и только потом, если очень хочется, переходить на большие колеса. Мне кажется это справедливым — 26-ой требует большего внимания и дает большее понимание о поведении байка на большой скорости.
На ТрансАльпе, полистав один из немецких журналов, посвященных ХС я наткнулся на большое сравнение размеров колес. Для марафонов там однозначно советовали 29, для ХС и ХСЕ 29/650б, для трейла и эндуро 650б/26, для ДХ 26.
UPD:Вот вэтом интервью Нино Шуртер говорит о том, что байк должен быть соразмерным и о том, что некоторым низкорослым и низкосидящим райдерам на найнере будет неуютно и прогнозирует переход части элитных бойцов а 650B. Не менее известный Хосе Антонио Хермида Рамос в данный момент обкатывает Merida 650BProto, говорит что в карбоне это будет просто ракета и сильно прется, судя по его твиттеру.
У меня сложилось впечатление, что Хосе в этом сезоне когда колебался отдавал предпочтение 26-му байку, но лучшие его результаты были показаны именно на 29-м. Посмотрим как он поедет на 650B, в том же твиттере Хосе обещал помолодеть на 5-6 лет =)
В тоже время не самые высокорослые парни из Specialized говорят что для них существует только 29-й размер и они не видят смысла отказываться от его преимуществ. В ХС линейке их байков в сезоне 2013 самый дорогой 26-й байк это Хардрок. Все что выше — найнеры.
Рекомендации
Байк должен быть подходящим и удобным, но если есть деньги и место, то для райдеров средней полосы уместно иметь оба размера колес в арсенале, но скорее всего 29-й будет более частым выбором.
Найнер однозначно более предпочтителен для всего, что идет более двух часов, 26-ой держит навыки в тонусе и быстрее на некоторых трассах, если уметь им пользоваться.
Если вы лыжник или мультиспортсмен — найнер, просто найнер.
UPD:Как уже заметили в комментариях — лыжники с трудом осваивают технику езды на должном уровне, найнер прощает им кучу ошибок и позволяет в полной мере проявить свое здоровье. Яркий пример этого — Дима Зубков. Посмотрите на его результаты на марафонах в прошлом году на Orbea Alma и в этом году на Merida Big.Nine в кастомной комплектации. Хотя, ради справедливости нужно отметить, что результат вырос только в марафонах =)
В статье использовались материалы Александра Ломакина (authorcommandos.blogspot.ru)
Все написанное ниже исключительно субъектив, математические расчеты вы можете легко найти в сети. Например, Александр Ломакин, обладающий шикарной ногой и математическим образованием, в своей статье “Найнеры и физика: динамика разгона” приходит к следующим выводам:
“При разнице в весе передних колес порядка 11% (160г), задних колес – 8% (160г), а всего велосипеда – 7% (720г) получаем разницу в моментах инерции для переднего колеса 46,2%, а для заднего – 46,1%. При этом вращательная составляющая в формуле для вычисления работы увеличивается на 17,5%. Внушительно! Однако итоговый вклад более тяжелых и больших колес в работу будет гораздо меньшим в процентном отношении, в зависимости от веса велосипедиста. Подстановка численных значений показала, что для подсушенного велосипедиста весом 50кг величина работы по разгону на найнере увеличивается только на 1,6%, а для его более плотного коллеги весом 70кг – всего на 1,2%.”
То есть, чем крупнее тушка, тем меньше разницы. Про преимущества в геометрической проходимости найнера, думаю ничего никому рассказывать не надо. Найнер действительно намного лучше едет по неровной поверхности.
Найнер в идеальных для себя условиях
Байки
В этом году, видимо, только мы с Пашей не делали глобальный выбор 26 или 29, у нас было счастье выбирать локально, под каждую гонку. Мы получили уникальную возможность сравнить байки в практически одинаковой комплектации — Merida Big.Nine Team-D и Merida 0.Nine Team-D.
В моем случае байки отличались передним переключателем и системой — X.0 на Big.Nine и XX на 0.Nine. Колеса были практически идентичны по своему классу — ZTR Crest/Sapim CX Ray/DT 240 на 29-м и ZTR 355/Sapim CX Ray/DT 240. В остальном все одинаково-топовое с надписями XX и BlackBox на борту =)
На фото весенние комплектации, сейчас байки отличаются в некоторых деталях.
Посадка
На найнер я “садился” достаточно долго, проехав “MTB Beskidy Trofy” я осознал, что сижу слишком высоко и мне пришлось убрать на найнере продвинутую рулевую колонку от Acros Head Block, которая не давала манеткам доставать до верхней трубы рамы в случае падения. Отличная штука, но она добавляла более чем сантиметр по высоте. Сейчас многие производители рам озаботились такими фишками в различной реализации. Canyon и Pinarello решили, что проще сделать упоры на раме.
В моем случае установка плоской крышки рулевой и выноса с наклоном в 17 градусов, ставшим традиционным для найнеров, дала мне комфортную сбалансированную посадку.
Какое-то время на руле PRC Team Flat 660 стояли рога, но после ТрансАльпа я отказался от них, на столь широком руле они совершенно не нужны.
На 26-м байке все было стандартно, посадка на 0.Nine давно прикатана. На байке этого года стоял аналогичный руль PRC Team Flat 660, который был заменен на более привычный прошлогодний лоурайзер от FSA, упиленный до 640. Практика показала, что привыкнув к 660-ти миллиметрам трудно пересаживаться на 640, поэтому в следующем году на всех байках будут стоять плоские рули шириной 660 миллиметров и изгибов в 9 градусов.
Удивительно, но Big.Nine все время казался более жестким в каретке, чем его меньший собрат, мне кажется это из-за оси X12 сзади. На переднем колесе найнера и на обоих колесах 0.Nine стояли ThruBolt от DT. От экцентриков я отказался уже достаточно давно.
В середине сезона по счастливой случайности мне перепала тестовая рама Big.Nine от Merida Multivan Team. На ней не было даже защитных наклеек на нижней трубе переднего треугольника. Она весила около одного килограмма, на ней была наклеечка “Prototype”, а на традиционной штамповке вместо веса было написано “non ridable”, а заднее право перо было усилено несколькими слоями карбона.
Пересобрав байк на ней я не заметил никакой разницы в поведении, он просто стал немного легче и намного эксклюзивнее!
Несерийная рама в Чулково
Разгон
Да, найнер плавнее, для его разгона требуется чуть больше времени, но это компенсируется тем, что набранная скорость держится гораздо легче и это в некотором роде компенсирует больший вес колес. Причем, чем более неровная под колесами поверхность, тем большую экономию сил дает найнер.
Плавность хода и проходимость.
Найнер ощутимо плавнее, набранная скорость держится гораздо легче, а трясет заметно меньше. На всех неровных поверхностях у найнера есть преимущество в плавности движения. Также найнер намного легче едет по влажному мягкому грунту и траве.
Найнер требует гораздо меньшего внимания при работе стоя. Так как заднее колесо намного лучше цепляется за грунт ошибки в распределении веса между колесами при работе стоя не столь критичны. Думаю многим знакомо, как выбивает из ритма даже малейшее проскальзывание заднего колеса при езде в крутой торчок.
Управляемость
То, что “найнер управляется точно также как и 26-ой” это все сказки. Не так он управляется. Подобные заявления, мне кажется, связаны с тем, что со временем райдер привыкает к большим колесам и соответствующим образом меняет технику езды, хотя многое еще зависит и от геометрии рамы.
Найнер более устойчивый и задумчивый, он заставляет выбирать более плавные траектории, позволяющие сохранить скорость, пусть даже на существенно большей дуге. Переднее колесо у найнера мягче, чем у 26-го байка, но тут уж ничего не поделаешь, это физика. Посмотрим, может быть 15-мм ось добавит жесткости по сравнению с 9-мм DT ThruBolt.
Для ЛЧР я выбрал O.Nine
26-ой байк более резкий, маневренный, но им нужно уметь пользоваться, он требует большего внимания, но на определенных трассах, мне кажется он будет иметь преимущество.
Мне кажется в этом плане очень показательна победа Жульена Абсалона в этом году на 26-ом. Она была одержана на домашней прикатанной трассе, которую он может ехать с закрытыми глазами.
Общие ощущения и поведение в разных условиях
В целом, главная особенность езды на найнере — минимизировать потери скорости в поворотах. Плавность найнера подкупает, он прощает многие типичные ошибки и именно поэтому многие райдеры едут на нем быстрее.
Однако, нельзя сказать, что 26-ой байк во всем проигрывает своему большому брату. 26-ой может быть быстрее на гладких, выкатанных трассах с множеством поворотов и большим набором высоты на километр дистанции. Такие условия могут быть в Чулково или Орехово, но все будет зависеть от конкретной трассы. В Мичуринске, на мой взгляд 26-ой был предпочтительнее, так как там куча разворотов на 180 градусов, и есть пара секторов с мелкой техникой, а более менее значимых прогонов там нет.
В Пашиных условиях обитания таких трасс практически нет. На БРК2012, несмотря на рельеф найнер ехал намного лучше 26-го. Уральские трассы весьма каменисты и не выкатаны. Камни вообще плохо выкатываются.
Важная фишка найнера это возможность устанавливать менее злую резину. Maxxis Aspen на Big.Nine и Maxxis Aspen на 0.Nine это совершенно разный Aspen =)
Грязевой Maxxis Beaver, разработанный специально для найнеров так и не удалось попробовать, единственная требующая этой резины гонка в Обнинске прошла до того, как я получил Beaver в свои руки.
На традиционных для TransAlp грейдерах мы сочли наши Maxxis Ikon EXO перебором и часто мечтали об Maxxis Aspen EXO
Единственный тест
Задуманный изначально тест, со сменой байков на каждом кругу гонки кросс-кантри провести не удалось, однако удалось поучавствовать в парной эстафете в г. Радужный, где я каждый этап менял байк.
Четыре не очень длинных этапа, четыре раза отработать на все деньги и передать эстафету. Времена всех этапов оказались очень близки, какие-либо выводы делать сложно, нужно попробовать в следющем году все-таки провести тест в гонке со сменой байка на каждом круге =)
Туда-обратно
При регулярной смене 26 на 29 и обратно возникают забавные ощущения. При переходе на большее колесо сразу возникают мысли типа “ух… корабль”, а при переходе на меньше “блин, что это, почему переднее колесо так далеко и такая острая реакция на любое движение”. Время привыкания к байку — около часа. На найнере больше кайфа от скоростных открытых поворотов, на 26-ом доставляет удовольствие мелкая рулежка.
Широкий мокрый трейл какого-то байк-парка позволяет выбирать любые траектории
Следующий сезон
В следующем сезоне я решил отказаться от тренировочного 26-го байка и заменить его найнером. Однако, 0.Nine Team-D останется в конюшне для Элиминаторов и специфических трасс.
Мировой опыт
Из того, что особенно запомнилось, могу отметить статью одного зарубежного тренера, в которой он призывает к тому, что не стоит покупать найнер как первый байк. Нужно освоить базовую технику на 26-м и только потом, если очень хочется, переходить на большие колеса. Мне кажется это справедливым — 26-ой требует большего внимания и дает большее понимание о поведении байка на большой скорости.
На ТрансАльпе, полистав один из немецких журналов, посвященных ХС я наткнулся на большое сравнение размеров колес. Для марафонов там однозначно советовали 29, для ХС и ХСЕ 29/650б, для трейла и эндуро 650б/26, для ДХ 26.
UPD:Вот вэтом интервью Нино Шуртер говорит о том, что байк должен быть соразмерным и о том, что некоторым низкорослым и низкосидящим райдерам на найнере будет неуютно и прогнозирует переход части элитных бойцов а 650B. Не менее известный Хосе Антонио Хермида Рамос в данный момент обкатывает Merida 650BProto, говорит что в карбоне это будет просто ракета и сильно прется, судя по его твиттеру.
У меня сложилось впечатление, что Хосе в этом сезоне когда колебался отдавал предпочтение 26-му байку, но лучшие его результаты были показаны именно на 29-м. Посмотрим как он поедет на 650B, в том же твиттере Хосе обещал помолодеть на 5-6 лет =)
В тоже время не самые высокорослые парни из Specialized говорят что для них существует только 29-й размер и они не видят смысла отказываться от его преимуществ. В ХС линейке их байков в сезоне 2013 самый дорогой 26-й байк это Хардрок. Все что выше — найнеры.
Рекомендации
Байк должен быть подходящим и удобным, но если есть деньги и место, то для райдеров средней полосы уместно иметь оба размера колес в арсенале, но скорее всего 29-й будет более частым выбором.
Найнер однозначно более предпочтителен для всего, что идет более двух часов, 26-ой держит навыки в тонусе и быстрее на некоторых трассах, если уметь им пользоваться.
Если вы лыжник или мультиспортсмен — найнер, просто найнер.
UPD:Как уже заметили в комментариях — лыжники с трудом осваивают технику езды на должном уровне, найнер прощает им кучу ошибок и позволяет в полной мере проявить свое здоровье. Яркий пример этого — Дима Зубков. Посмотрите на его результаты на марафонах в прошлом году на Orbea Alma и в этом году на Merida Big.Nine в кастомной комплектации. Хотя, ради справедливости нужно отметить, что результат вырос только в марафонах =)
В статье использовались материалы Александра Ломакина (authorcommandos.blogspot.ru)
-
добавить в избранное
2
- +115
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (130)
befaster_ru
Вывод: покупайте найнеры, выкидывайте 26.
Мой ответ — нет.
BTR
BEAR
ctepx
BEAR
Val
ctepx
BEAR
AleksandrSimonov
мне кажется срабатывает что-то типа «я получаю какие-то преимущества, почти ни в чем не теряя», а ментальный фактор очень важен!
ctepx
Будучи гадом не только мелким, но и… увесистым,
С удовольствием пользую forum.velomania.ru/showthread.php?t=169158 найнер размера S. Если убрать (уже почти всё...) косяки, всплывшие при эксплуатации (они к теме найнера вообще никак...), могу вычленить следующее:
— с выводами Стерха полностью согласен;
— КК-хардтейл 26" весной выставлю на продажу, АМ-подвес — оставлю и доведу до...;
— управляемость найнера увесистым райдером имеет крайне, ИМХО, позитивную особенность: используя «подламывание» широкого руля и резину круглого профиля, с не агрессивным протектором, закладывать найнер в поворот можно на совершенно немыслимые углы — это серьёзно укорачивает радиус поворота.
Проблемой КК-найнера малой ростовки + с короткими перьями, ИМХО, является центровка: для оптимального педалирования хочется сдвинуть вперёд седло, удлинить вынос, но тогда пропадает выдёргивание, разгружается заднее колесо на торможении… Поставив седло дальше назад, имею проблемы с коленями-посадкой попы на седле.
MikhailKovnatski
kominet
Впрочем, после Лёшиного поста задумался о замене крышки рулевой на плоскою — хочу ещё немного приспустить руль. Вынос 17 градусов — возможно…
И ещё одно дополнение: всерьёз думаю о регулируемом подседельнике на этот байк. По пампу — скачет, вниз — едет… Свешиваться назад — проблемно. Частично — из-за коротких ног и толстого пуза, частично — из-за широкого седла www.fizik.it/saddles/mtb/Aliante-Gamma-XM/
MikhailKovnatski
thresh
Werewolf
twice
Daniil_Liakhovskiy
authorcommandos.blogspot.ru/2012/11/blog-post_3098.html
не только вес колес, но и про вес велосипеда.
Большой ему респект за это. Сам на пальцах подсчитывал, получались те же порядки величин.
VoidWanderer
twice
VoidWanderer
;)
VoidWanderer
И да, чем больше чайник, тем легче на 29 в ковырялове.
Chunia
roman_zuev
больший угол атаки на препятствия и общую плавность хода у найнера
можно столь же успешно компенсировать подвеской у 26"
при этом, чем больше нужда в подвеске, тем больше эта компенсация работает и тем больше вылезают минусы экстремальных найнеров:
1) не просто более тяжёлые колёса, но и в случае экстремальных дисциплин значительно более тяжёлые колёса из-за возрастающей нужды в крепком и жёстком колесе, чего нет в приоритетах у кантрийщиков
2) адски длинные задние перья (кантрилам это плюс при запрыгивании в торчки, а вот на дропе клюнуть носом не всякому понравится)
3) адская неповоротливость всей этой конструкции в воздухе (имеется в виду не лёгкий КК байк, а прочный байк под экстрим)
зы:
самый быстрый байк который у меня когда либо был — карбоновый лёгкий найнер на жёсткой вилке.
самый нелепый байк, который у меня когда либо был — трэйловый найнер на мощных колёсах.
raskladnoy
Поправлю только — чем больше нужда в подвеске, тем более эффективным становится именно большое колесо. Угол атаки дает тем большую абсолютную выгоду, чем выше препятствие (соответственно, на идеально гладкой поверхности разницы в накате у колес разного диаметра не будет)
Я думаю, Спеш сумел бы сделать довольно короткие перья, если бы захотел сделать 29" ДХ подвес. У их стампиков ФСР перья 420мм. Вот свешиваться за колесо будет не так удобно, ведь оно существенно повыше ;)
Вес? Ну процентов на 10-15 тяжелее был бы байк, это точно.
Другое дело — найдутся ли желающие на экстремальный найнер?
VoidWanderer
ну уж тут я поспорю с удовольствием!
найнерское колесо перекатываясь через препятствие сделает это плавнее, но всё равно поднимется на высоту этого препятствия, и тем самым поднимет весь велосипед.
а подвеска отработает значительную часть этого препятствия только колесом, передав на весь велик лишь малый импульс и позволив центру масс двигаться более поступательно не теряя свою кинетическую энергию.
есессна тут же в спор вступает тот факт, что можно порессорить и 29е колесо =)
и вот здесь как раз и вылезают минусы, о которых я писал выше.
что сопсна и подтверждается общей тенденцией развития трэнда, чем больше ход — тем меньше колёса
raskladnoy
все-таки «воздуха» в соизмеримых 29 покрышках больше и препятствие они проглатывают сильнее, горизонтальные колебания меньше.
тем самым и плавности хода заметно лучше.
Мне видится, что подобное можно получить используя на 26" байке более широкие покрышки и +20мм к ходам подвески. Т.е. в случае КК это уже будет перебор, но для эндуро, с учетом более крепких колес, реальность.
denis_kabanen
roman_zuev
roman_zuev
Lyoho
вот такая:
в препятствия со знаком минус, т.е. ямы, 29е колесо меньше проваливается.
raskladnoy
ну, если только не идеальная «сферическая в вакууме» подвеска — т.к. в реальной подвеске при опускании колеса в ямку есть сопротивление этому процессу в демпфере, башингах и т.д. а идеальная как раз бы и заменяла плюсы 29 колёс — без сопротивления позволяла бы опускаться и подниматься из ямок колёсам.
Другой вопрос, как бы при этом не допустить раскачивания при педалировании, пробивания при сильных ударах и т.д. так что подвеске приходится быть компромиссом между всеми этими свойствами, и поэтому она не может полностью заменить 29 колёса.
slopestyler
Ты сравниваешь теплое с мягким, будто я говорю о ригидном байке без подвески. Полагаю, все именно это и представили
Если сравнить движение больше- и мелко-колесного байка по одному и тому же рельефу, то разница окажется в том, что для больших колес сама трасса будет казаться более «отутюженной». Высота препятсвий «сгладится» ровно на коэффициент разницы диаметров колес.
Потеря кинетической энергии будет наблюдаться в обоих случаях. Только с большим колесом часть энергии уйдет на подъем (переезд препятсвия), а в случае с подвеской — на замедление (от удара об препятсвие).
И вот здесь мое скромное мнение такое, что отработать легкий толчок вверх корпусом намного проще, чем отработать удар, который тебя попросту останавливает.
VoidWanderer
SergeySavin
Не понял этой фразы. Поясни)
racerx
raskladnoy
racerx
Имел ввиду расово правильных изначальных лыжников, а так то я сам бегаю =)
ctepx
roman_zuev
racerx
Но смысл в том, что если есть здоровье, но нет техники, результат на найнере будет лучше. Он позволит ехать там, где на 26 будут потери из-за ошибок.
Найнер смещает оптимальный баланс ТТХ того, кто на нем сидит (техника-сила) в сторону силы.
roman_zuev
racerx
roman_zuev
Val
А вот для кантрийных тренировок, дальних поездок и тд — реально подумываю.
racerx
ctepx
AleksandrSimonov
ctepx
raskladnoy
ctepx
Если в этой фразе заменить слово «найнер» на «биг.найн», она станет корректной. Иначе как можно объяснить твои слова «очень нервная рулежка» когда ты попробовал мой найнер в Турции в 2010 году?
Уже не раз говорил, острота управления — это угол рулевой, на биг.найне он острее, на других найнерах может быть тупее, те, у которых тупее будет резче в управлении.
P.S.Ну, база тоже имеет значение, конечно.
roman_zuev
befaster_ru
roman_zuev
Внимание вопрос-1: при одинаковом расположении попы над задним колесом, будет ли чувствоваться разница в длине перьев?
Внимание вопрос-2: будут ли чувствоваться длинные перься если встать на педали и сосредоточить вес над кареткой?
Внимание вопрос-3: разве может быть разница если байк один и тот же? )
roman_zuev
2- будут, и в очень коротких поворотах это особенно понятно
P.S. Без всякой математики и расчётов в процентах, найнер катится ощутимо лучше, но кто бы там что не говорил о привычке и т.д рулется и разгоняется ленивее. Если ваше катание не подразумевает много техники и много острой рулёжки — найнер то что доктор прописал)
kominet
Что же касается техники, есть нюанс) Там где на 26 техника, на 29 тупо проезжаешь и все)
Не говорю за гравити, не копенгаген, говорю за то, что похоже на КК.
roman_zuev
kominet
Zomb1e
Конечно, таких нынче не делают, а при при самосборе под 29" колесо и вилку несколько исказится геометрия вела, заточенного под 26" колеса (и/или нужен меньший ход вилки), но все же… Или вдруг кто-то пробовал)
zyfix
ctepx
Yue
roman_zuev
evolvent
цепляясь маленьким задним колесом за все кочки
Chunia
Барри Стендер тот еще карлик. Но вроде не жалуется на 29" колеса, зато примерно половину гонок ездит на ХТ, а раньше с 26" колесами выбирал только эпик.
Ну а Хардрок — это не КК линейка, это байки для паркого катания (recreational). Так что спеш уверенно говорит, что для КК 26 колеса умерли, причем давно. Питер это подтвержает (даже Чемпионы России в КК эстафете, профики из Олимпийских надежд были на 29" колесах):
denis_kabanen
ekip-ukhta
P.S. Интересно, как быстро смена диаметра колёс доберётся до ФР/ДХ?
SochiDH
AleksandrSimonov
И кстати нет уверенности, что хода у 29-х и 26-х аналогов отличаются именно из-за каких-то технических ограничений, возможно все дело в том, что для обеспечения требуемого уровня комфорта на 29-м байке можно применить меньший ход и не парить себе мозги усложнением кинематики подвески.
conrad
Кроме того, даже не будь ХСО найнеры полюбому бы завоевали свои позиции в марафонах и многодневках. В этом году на Кейпе, если я не ошибаюсь 100% UCI лицензированных райдеров были на 29х. На TransAlp все крутаны тоже были на больших колесах.
ctepx
conrad
ctepx
Например вот:
Длина задних перьев тоже очень важный показатель… в любом раскладе найнер будет не таким «прыгучим» и острым в управлении… а вот 27,5 в гравити вполне прийти может… Вообще кто сказал что именно 26 — идеал для всех видов катания? Кто нибудь вообще задумывался откуда такая цифра появилась? (спойлер: гуглите про размер колёс на мото, и какие колёса себе слтавили «первооткрыватели» MTB переделывая свои круизёры ))))))).
kominet
conrad
kominet
aboya
conrad
WDW
ctepx
Chute
Ну вот только довел до ума свой 26" (в течение пары лет), как все на найнеры пересаживаются:-) У меня рост 190, но когда покупал новую раму для гонок, еще найнеры не были так распространены. Сейчас бы сразу взял 29", даже просто из-за лучших пропорций под свой рост.
look_in
fry08
twentysix.ru/blog/stringer/105685.html
Vados
fry08
AleksandrSimonov
Vados
www.pinkbike.com/video/242619/
kominet
AleksandrSimonov
Меня всегда удивляли шоссейные «позывы» некоторых кантрийщиков опустить руль как можно ниже. Вот реально это тренд на уровне 560мм руля, 4 атмосфер в покрышках. И, как мне кажется, идет от неправильных ассоциаций с шоссе. Я не исключаю возможности того, что только в такой посадке ты можешь полностью вложиться в педали (а что говорит об этом поверометр?), но КК – это не только физуха, но и техника, причем если главными стартами сезона ставить многодневки в горах, то значимость техники еще выше.
После двух месяцев на АМ подвесе в различных локациях и соревнованиях, я пришел в выводу, что подбор оптимальной посадки ДЛЯ ВКРУЧИВАНИЯ заканчивается на расположения седла относительно каретки: чтобы высота и смещение было оптимальным. Высота руля в адекватных пределах имеет влияние только на рулежку, причем не только под спуск, но и в гору! Когда ты вкручиваешь, то невольно держишь спину под оптимальным углом, а руки уже выполняют роль поддерживания этого положения (меняются углы в локтях, плечах).
Все меняется, когда начинаются спуски, особенно техничные! На высокой скорости ЦТ нужно переносить назад, чтобы разгрузить переднее колесо (что особенно важно, когда у тебя 100мм вилка). Вроде очевидная вещь, но с низким рулем это не просто сделать.
Также важно спуски ехать на ногах, с более-менее выпрямленной спиной, чтобы руками не приходилось тянуться за рулем. В таком положении руки могут быть расслаблены и только направляют руль в нужном направлении, удары же пропускаются в подвеску. Ноги же могут в полной мере раскрыть потенциал, как подвеса, так и хардтейла, расслабляя подвеску в нужный момент. Даже на кантрийном байке получается пролетать жесткие участки.
Я не призываю задирать руль вверх, но подбирать его высоту (и ширину) в большей степени по соображениям проезда технических участков, чем аэродинамических хар-тик.
denis_kabanen
Zomb1e
befaster_ru
AleksandrSimonov
Но даже ПРО на разделочные велосипеды садят не идеально аэродинамично. Сначала продувают, а уже потом биомеханик ищет оптимальное соотношение аэродиномичности\производимой мощности.
Если же вернуться к МТВ, (и конкретнее к КК), то тут компромисс лежит в области «управляемости»\производимой мощности. Если сесть по шоссейному, то я даже не представляю как впринципе проехать технику… А каков вклад аэродинамики в результат, на скоростях характерных для КК? Что то мне говорит что он стремится к ничтожно малому значению…
В гравити (ИМХО) все очень сильно смещается в сторону «управляемости».
Ну а вообще, я считаю что все пересуды о посадке, без привлечения специалистов по биомеханике уже переходят в разряд «кашпировщины»…
befaster_ru
Ты согласен с тем, что смещение руля вверх в разумных пределах не может влиять на посадку (наклон спины) при вкручивании, только на положение рук. И это вещь, куда как менее критичная, чем положение седла.
Ну гравити или нет, какая разница, если примерно 20% времени в КК идет под спуск, где можно и нужно выигрывать у соперников! И самое главное ехать безопасно, что актуально для многодневок в горах, где вся трасса никому не знакома.
denis_kabanen
Кстати можешь озвучить ТТХ спеша нынешнего? 1-от оси руля до оси переднего колеса. 2-от носка седла до точки, где смыкается крышка выноса...(ну чтоб я хоть понимал о чем ты говоришь)
befaster_ru
Если тебя смущает вынос в -17 градусов, то посмотри какие стоят у Кулхави, Хермиды, Ван Хутса и прочих малоизвестных бойцов и посмотри как они все по-разному сидят. Нино и Кулхави сидят низко, Хермида и Фонтана достаточно высоко. Потом посмотри как стоят седла у А.Лакаты и Р.Меннена и пойми, что все выводы к которым «пришел ты» относятся только к тебе, потому что все очень-очень индивидуально. Единых рекомендаций по размерам и углам быть просто не может, все размеры завязаны на физиологию каждого конкретного гонца.
п.с. насчет гравити или нет — разница большая, потому что только если 20% времени ты работаешь на спуске, то 80% на подъеме или на равнине, то я за баланс, а не за заточку на 20% гонки =)
ctepx
denis_kabanen
Как уже сказал Паша даже ТТ-специалистов сажают не в максимально аэродинамичное, а в оптимальное положение. Когда сажали Ленса, наример, учитывали его специфический изгиб спины.
На практике лично у меня заметна разница в пульсе и восприятии нагрузки при разных хватах руля шоссейнике при работе на заданной мощности на станке.
п.с. Кубас, приди, ты же почти дипломированный БГ-гуру! =)
ctepx
Вот у тебя оптимальное положение тела (угол наклона спины) и ты тянешься за низким рулем. Если руль поднять на 2 см, руки слегка согнутся, но тело останется под тем же углом, то что-то изменится во вкручивании?
denis_kabanen
conrad
Сознательно следить за руками в таком случае — обрекать себя на неудобную посадку.
ctepx
roman_zuev
roman_zuev
conrad
velopiter.spb.ru/forum/index.php?t=msg&th=175967&start=0&rid=0
MoskvichNaturist
теперь понимаю, что все эти ваши найнеры — от лукавого, заговор маркетологов и сионистского оккупационного правительства.
шоссейник, как оказалось, тоже не катит. Наверное, продам свой.
Пожалуйста, протестируте какй-то новомодный среднеходный подвес и напишите статью, а лучше снимите фильм. Люди должны знать правду.
Pafos
aacho
AleksandrSimonov
AleksandrSavchuk
MoskvichNaturist
простите, но если сравнить ваши изложения и то, что пишут самые настоящие спортсмены прямо на этом сайте, то тупыми окажутся отнюдь не спортсмены.
Pafos
aacho
AleksandrSavchuk
MoskvichNaturist
www.pinkbike.com/news/26-vs-275-vs-29-Wheels.html
Для них 26" на первом месте по накатистости и быстроте. А Стерх всего лишь внутрироссийская дворовая «легенда».
MoskvichNaturist
amstafff
aacho
MoskvichNaturist
Здесь у половины точно по два велика. Универсалные велосипеды только относительно универсальны. Ты же не поедешь на ДХ в тур, чтобы потом сказать, что они не катят!? ))
aacho
MoskvichNaturist
AleksandrSimonov
aacho
AleksandrSimonov
aacho
SRAMQTPROV1 (iPhone & iPod) from I-MTB on Vimeo.
AleksandrSimonov
www.pinkbike.com/forum/listcomments/?threadid=143736
Но я от своего не отступлюсь, найнеры являются тупиковой ветвью развития велосипеда.
MoskvichNaturist
И вот вас уже двое)))
GAAff
Knolly
aacho
AleksandrSimonov