pashevich — Персональные счеты с Шиманой – 3: Расточи меня полностью!
Первые 2 серии персональных счетов с шиманой (про ЦЛ и про ХТ) вызвали бурное обсуждение в комментах. Сегодня я продолжаю серию статей о Шимане, но, в отличие от предыдущих двух, данный пост не обусловлен «личной неприязнью» к изделию японцев, напротив, речь пойдет об одном из трех компонентов этой компании, которые остались на моем байке. Догадываетесь, что это?
Да, сегодня пост о каретках Hollowtech II. То, что описано под катом, является собранием моего личного опыта и экспериментов с каретками Шимано, все это сдобрено небольшими ликбезами и хорошими фотографиями. Дело было года 3 назад, когда еще было много времени на такие развлечения, сейчас пришло время собрать разбросанную по форумам инфу и оформить в один большой пост.
Крепитесь, эпических размеров простыня ожидает вас там…
Все началось суровой зимой 2012 года. Следуя прогрессивной части человечества, я наконец решаю немного облегчить свой вел и заменить надежный, но не очень легкий квадрат на Шимано Hollowtech II. Стильно, модно, молодежно, и аж минус 250 грамм к весу (при весе байка 13.5 кг, ага). Бюджеты тогда еще были скромны, поэтому начал с обычной системы Deore, в комплекте с которой шла каретка Shimano BB51. Тогда я еще не знал, что каретка эта печально известная.
Зима была абы что, поэтому уже в марте активно начал выезжать в леса. Сами понимаете условия в лесах за городом в начале марта: грязь, вода и мокрый снег. Где-то ближе к 1000 км пробега шум из каретки начал напрягать, а если крутить шатун вхолостую руками – вообще непередаваемые звуки доносились из кареточного стакана. Ну что же, это вам не квадрат, тут обслуживать надо… лезем внутрь. В те времена у меня еще не было модного ключика для гайки, поэтому использовал пластиковую монтажку, которая идеально входила в шлицы гайки:
Снимаем левый шатун, снимаем с левой чашки пыльник (как это сделать, не поломав пластик – отдельная наука), и взору предстает картина, знакомая многим обладателям каретки ВВ51.
Смесь грязи, застывшей смазки и песка, ну и естественно все подржавело. Чашку выкручивать было лень, поэтому промывал прямо на байке (хотя гораздо проще делать это со снятой чашкой). Для начала залил все пару раз WD40, дал настояться, чтобы растворить ржу. Затем из шприца с иглой под напором поливал бензинчиком Галоша (очищенный бензин), периодически прокручивая подшипник, чтобы вымыть песок оттуда. Справа – вид после помывки, на шариках уже видны раковины, внутренняя обойма подшипника слегка люфтит.
Затем запихиваем обильно консистентную смазку. Процесс не быстрый, т.к. ему мешает большой пластиковый сепаратор. Да, обязательно тщательно почистить и смазать внутренний пыльник, который с резиновой каемкой. Правый подшипник крутился мягко и тихо, но ради интереса залез и туда. На этом фото слева можно видеть, какая «надежная» у него грязезащита (снята внешняя пластиковая проставка/пыльник). Справа – без грязезащиты, внутри всё девственно чисто, но смазки маловато. Допихал консистентки и собрал все обратно.
Вывод: надо внимательно следить за левым подшипником. Левая чашка не прикрыта системой и поливается водой и какахами с переднего колесо напрямую. Дабы снизить риск такого исхода, лучше с новья перебирать каретку и по максимуму напихивать в промы консистентки, она будет сопротивляться попаданию воды и взвеси внутрь. По опыту достаточно неплохо работают красные сопли РМ600.
После всех этих приключений я, привыкший к надежному квадрату, задался вопросом: а почему все так плохо у этой каретки? Тем более читал отзывы в инете о том, что каретки следующего уровня SLX/XT BB70 нормально ходят, перебираются раз в 3-4 тыщи км и живут долго. Принципиально вроде бы они не отличаются. Дабы снять вопросы покупаю (на распродаже) каретку ВВ70 емнип за 17 евро и провожу «собственное расследование». Надо же было понять, почему ВВ70 продается за 17, когда ВВ51 всего за 9 евро
На первый взгляд принципиальных различий в конструкции нет (ВВ70 сверху):
Смотрим ближе. Пластиковая вставка на ВВ70 шире, чашка расточена больше:
Соответственно шире и резиново-металлический пыльник подшипника:
Все потому, что:
— чашка в SLX выше подшипника расточена больше
— подшипник посажен немного глубже.
На этой фотографии все наглядно видно. Получается, подшипник в ВВ70 сидит немного ближе к раме:
И напоследок: отличие в пластиковой проставке/пыльнике, она шире и имеет выступ:
Как мне видится, «лучшести» по сравнению с ВВ51 такие:
— пластиковая втулка с выступом плотно прижимается к пыльнику.
— пыльник шире, и его зазор с чашкой находится не непосредственно над обоймой
подшипника, а над внутренним выступом чашки.
— лабиринтное уплотнение в ВВ70 «длиннее».
— все это дает лучшую сопротивляемость проникновению воды и каках внутрь.
В качестве наглядного примера – эксплуатация кареток ВВ51 и ВВ70. Каретка BB70 (SLX), пробег 1000 км, стерильно, катана по мокроте и грязноте. В правый подшипник даже не лазил. Очень показательно то, где собираются какахи — получается нечто вроде труднопреодолимой для воды и каках канавки, изолирующей подшипник.
12
А вот совершенно противоположный, печальный эффект.
Деор BB51, пробег 650 км матраса в основном в сухих условиях, несколько раз по небольшой грязи и лужам (под девочкой 50 кг). Под дождем вроде ни разу не ездила.
Внутри уже серая смазка, немного песка, шарики уже не круглые, подшипник крутится с вибрацией и рывками (если крутить пальцами за внутреннюю обойму). Печально. Хоть и явной коррозии пока почти нет (вовремя полез) и в целом система крутится тихо (хоть и слышен уже «шелест»), но следовало бы еще раньше залезть, километров после 400.
Тщательная промывка в бензине (намыл песчаной взвеси), потом водой из «компрессора», потом опять бензин и тщательная сушка. Смазка, установка. Через 500-600 км опять смотреть надо…
Если допустить, что промы идентичные (ну может материал/полировка отличается, но имхо вряд ли), то мы платим в 2 раза больше за расточку чашки и немного более широкие пыльники. Думаю, себестоимость производства отличается хорошо если на 10%. Эта мысль привела меня к одной идее, вынесенной в название поста…
У незнакомого с особенностями кареток Холоутек человека может возникнуть закономерный вопрос: так а в чем проблема выпрессовать убитый пром, запрессовать новый с нормальными уплотнениями и счастливо катать дальше? Ничего сложного, но «есть нюанс». Японцы оказались весьма хитрожопыми товарищами и поставили в каретку подшипники нестандартного размера (случайно, ага). Стандартный пром, который используется в автопроме, и который можно легко и недорого купить — 6805 2RS с размерами 7*25*7 мм. Что сделала Шимана? Поставила подшипник на миллиметр Уже, то есть 7*25*6 мм. Если они и существуют в продаже, то стоить будут дороже каретки (Enduro вроде продавали по каким-то дурным ценам).
Что говоришь, мальчик? Почему просто не поставить 6805 2RS? Поставить то можно, но этот лишний миллиметр ширины приводит к тому, что пыльник/втулка будет торчать из чашки каретки + ширина всей каретки увеличится на 2 мм. Для наглядности продемонстрирую.
Парни из Race Face оказались гораздо более практичными и юзерфрэндли, и в свои каретки X-Type (которые кстати совместимы со стандартом холоутек, но есть небольшие нюансы. У меня, кстати, сейчас как раз шатуны RF x-type бегают с каретой шимано). В каретках RF стоят стандартные подшипники 6805 с двухсторонним уплотнением. У знакомого в шкафу завалялась пара таких подшипников, и он дал мне их на эксперименты:
Еще одно отличие от Шимановских подшипников – количество шариков и отсутствие сепаратора между ними. Обратите внимание, что шарики спокойно можно достать их обоймы и поменять на новые, в обоймах есть специальные углубления.
Почистил подшипник и уплотнение, под завязку залил его смазкой Dura Ace:
Выпрессовывал подшипник с помощью отвертки, киянки и такой-то матери). Подшипник было не жалко, так что применил грубую силу. В инетах пишут, что надо греть чуть ли не на газовой плите, но у меня процесс выбивания занял минуть 5 без нагреваний. Специальных инструментов для запрессовки, конечно, не было, поэтому собралась вот такая вот приблуда из шпильки, шайб и гаек:
Вот так вот оно запрессовывается. Лишний миллиметр на лицо, как говорится.
В таком виде грязь и вода будут лететь прямо в зазор, и пыльник подшипника вряд ли долго продержится. Что же делать? Правильно, надо растачивать чашку и углублять посадочное место на 1 мм, чтобы подшипник шириной 7 мм сидел, как 6 мм родной.
Благо инженерами и токарями Беларусь богата, так что процедура легко осуществилась и стоила совсем символическую сумму (если я правильно помню, около 1$ за чашку). Схематически процедура выглядит так:
Но сначала…
Да, закупаемся подшипниками. Купил у местного большого дилера по промам, заодно и в подвеску, и в 240е втулки прикупил. 1 шт RS 6805 получилась примерно 1$ (добротного вида Китай). Теперь дело за токарями – углубляем чашки. Как я уже писал выше, цена за расточку одной чашки обошлась тоже около 1$.
На картинке слева направо:
— калично сделанная каретка на проме
— кошерно сделанная каретка с промом за 1$
— кошерная каретка с пыльником и втулкой, от оригинала не отличишь, ни единого Sразрыва зазора
Надо тестировать. Поскольку сам я не отличаюсь весомыми габаритами, дал каретку знакомому товарищу весом под 80 кг, который не любит ездить скучно, постоянно прыгает, банихопит и вообще – творит беспредел на кантрике. Боевое крещение состоялось на самой техничной КК-трассе в Минске, каретка с честью выдержала всю гонку.
Всего каретка эта отбегала, кажется, пару тысяч. Потом товарищ купил себе шатуны ХТ с кареткой ВВ70, экспериментальную выкрутил и куда-то упрятал. Все работало нормально.
Как я уже писал выше, у ВВ51 все же большой недостаток – плохая грязезащита, логично захотелось продолжить эксперименты с более грамотной ВВ71. На том же заводе мне расточили пару чашек SLX. На этот раз волшебники-токари были не такими волшебниками, подшипники почти без усилия садились в чашки. Пришлось все тщательно обезжирить и жесточайше посадить подшипники на клей:
На этой коретке сделан еще один экспермент — проточено технологическое «отверстие» для выпрессовки подшипника в правой чашке (см фото). Хотя и выпрессовывать их теперь вобщем то не надо =) Расточенная стенка выглядит хиловато, да еще и чашка правая, со стороны привода.
Да, есть одна фишка, про которую нужно знать, затевая такой колхоз. Перед установкой пластиковых пыльников нужно стачивать кромку на внешней стороне втулки, иначе ось системы просто не войдет в подшипник. Отсутствие зацепа усложняет установку оси в левую чашку, т.к. она стремится выдавить пыльник из подшипника. Еще обнаружил, что на одной чашке не было этой каемки изначально. Не знаю, откуда конкретно этот пыльник, но все другие пыльники от СЛХ были с каемками.
Тогда на форуме я еще написал такую фразу: «Хотя я не особо тяжелый и мошчны, может и не дрыснет…». Неспроста.
Первые тестовые выезды прошли хорошо. Специально нагружал узел, как мог. Откатав километров 100 я уже было убедился, что все окнорм, как с ВВ51. А потом мы поехали в покатушку за 70 км от города. Дальше за меня расскажет фото:
Оно таки дрыснуло. Хорошо, хоть произошло это прямо на трассе, что позволило без проблем эвакуироваться на автобусе на электричку.
При ближайшем рассмотрении стало понятно, точнее непонятно, как она вообще столько километров смогла продержаться. Фотографии красноречивы:
Сказать, что стенка после расточки стала тонкая — не сказать ничего. Там осталась сопля в полмиллиметра шириной, сечением с десятую миллиметра. Как оно при установке не дрыснуло — не знаю, причем зажимал я нормально, по мануалу, 30 Н*м… Посмотрите на фото части с резьбой, там по краю «кантик» — это и есть вся площадь соприкосновения. Вот еще фото для наглядности:
Итого: каретки ВВ70 под колхоз не подходят, у них изначально запас стенки меньше (подшипник сидит глубже), и при углублении на 1 мм стенки фактически не остается. Но деор ВВ51 уже прошел больше 2000 км агрессивного КК и не сломался, там металлу не жалели, думается, что по прочности расточеный деор — как нерасточенный СЛХ:
Теоретически, можно не растачивать ВВ70, а прямо в чашку садить стандратные подшипники 6805, и использовать пластиковую втулку-пыльник от ВВ51, жертвуя грязезащитой, либо как-то обтачивать пыльник от ВВ70 на 1 мм, там как раз есть ступенька с внешней стороны. Кстати, заодно установлено, что чашка ВВ70 легче ВВ51 на 5 грамм)
Вобщем, на этом месте как-то внезапно пришла зима, потом наступил 2013 год, я купил новую ВВ70, шатуны RF, и до сих пор на этом всем катаю, на колхоз уже не было ни времени ни желания. Но в инете, в частности, на оранжевом ресурсе, встречались записи людей, которые тоже точат ВВ51 и меняют в них копеешные подшипники, экономя пару десятков зеленых на каретке.
В конце вы можете спросить – а, собственно, нафига? Расходник же, недорогой. Чтобы снять этот вопрос, можете глянуть тему про клонированные ролики. Я технарь, я люблю велосипед еще и за его техническую часть, за то, что можно экспериментировать с железками и детальками, делать что-то своими руками, а не в три клика заказывать онлайн. А когда параллельно с экспериментами возникает немного профита – почему бы и нет?
The End.
П.с: кстати, шимановцы прекратили производство ВВ51 и теперь делают ВВ52, которая внешне очень сильно похожа, если не такая же, как старая ВВ70. Молодцы.
Да, сегодня пост о каретках Hollowtech II. То, что описано под катом, является собранием моего личного опыта и экспериментов с каретками Шимано, все это сдобрено небольшими ликбезами и хорошими фотографиями. Дело было года 3 назад, когда еще было много времени на такие развлечения, сейчас пришло время собрать разбросанную по форумам инфу и оформить в один большой пост.
Крепитесь, эпических размеров простыня ожидает вас там…
Все началось суровой зимой 2012 года. Следуя прогрессивной части человечества, я наконец решаю немного облегчить свой вел и заменить надежный, но не очень легкий квадрат на Шимано Hollowtech II. Стильно, модно, молодежно, и аж минус 250 грамм к весу (при весе байка 13.5 кг, ага). Бюджеты тогда еще были скромны, поэтому начал с обычной системы Deore, в комплекте с которой шла каретка Shimano BB51. Тогда я еще не знал, что каретка эта печально известная.
Зима была абы что, поэтому уже в марте активно начал выезжать в леса. Сами понимаете условия в лесах за городом в начале марта: грязь, вода и мокрый снег. Где-то ближе к 1000 км пробега шум из каретки начал напрягать, а если крутить шатун вхолостую руками – вообще непередаваемые звуки доносились из кареточного стакана. Ну что же, это вам не квадрат, тут обслуживать надо… лезем внутрь. В те времена у меня еще не было модного ключика для гайки, поэтому использовал пластиковую монтажку, которая идеально входила в шлицы гайки:
Снимаем левый шатун, снимаем с левой чашки пыльник (как это сделать, не поломав пластик – отдельная наука), и взору предстает картина, знакомая многим обладателям каретки ВВ51.
Смесь грязи, застывшей смазки и песка, ну и естественно все подржавело. Чашку выкручивать было лень, поэтому промывал прямо на байке (хотя гораздо проще делать это со снятой чашкой). Для начала залил все пару раз WD40, дал настояться, чтобы растворить ржу. Затем из шприца с иглой под напором поливал бензинчиком Галоша (очищенный бензин), периодически прокручивая подшипник, чтобы вымыть песок оттуда. Справа – вид после помывки, на шариках уже видны раковины, внутренняя обойма подшипника слегка люфтит.
Затем запихиваем обильно консистентную смазку. Процесс не быстрый, т.к. ему мешает большой пластиковый сепаратор. Да, обязательно тщательно почистить и смазать внутренний пыльник, который с резиновой каемкой. Правый подшипник крутился мягко и тихо, но ради интереса залез и туда. На этом фото слева можно видеть, какая «надежная» у него грязезащита (снята внешняя пластиковая проставка/пыльник). Справа – без грязезащиты, внутри всё девственно чисто, но смазки маловато. Допихал консистентки и собрал все обратно.
Вывод: надо внимательно следить за левым подшипником. Левая чашка не прикрыта системой и поливается водой и какахами с переднего колесо напрямую. Дабы снизить риск такого исхода, лучше с новья перебирать каретку и по максимуму напихивать в промы консистентки, она будет сопротивляться попаданию воды и взвеси внутрь. По опыту достаточно неплохо работают красные сопли РМ600.
После всех этих приключений я, привыкший к надежному квадрату, задался вопросом: а почему все так плохо у этой каретки? Тем более читал отзывы в инете о том, что каретки следующего уровня SLX/XT BB70 нормально ходят, перебираются раз в 3-4 тыщи км и живут долго. Принципиально вроде бы они не отличаются. Дабы снять вопросы покупаю (на распродаже) каретку ВВ70 емнип за 17 евро и провожу «собственное расследование». Надо же было понять, почему ВВ70 продается за 17, когда ВВ51 всего за 9 евро
На первый взгляд принципиальных различий в конструкции нет (ВВ70 сверху):
Смотрим ближе. Пластиковая вставка на ВВ70 шире, чашка расточена больше:
Соответственно шире и резиново-металлический пыльник подшипника:
Все потому, что:
— чашка в SLX выше подшипника расточена больше
— подшипник посажен немного глубже.
На этой фотографии все наглядно видно. Получается, подшипник в ВВ70 сидит немного ближе к раме:
И напоследок: отличие в пластиковой проставке/пыльнике, она шире и имеет выступ:
Как мне видится, «лучшести» по сравнению с ВВ51 такие:
— пластиковая втулка с выступом плотно прижимается к пыльнику.
— пыльник шире, и его зазор с чашкой находится не непосредственно над обоймой
подшипника, а над внутренним выступом чашки.
— лабиринтное уплотнение в ВВ70 «длиннее».
— все это дает лучшую сопротивляемость проникновению воды и каках внутрь.
В качестве наглядного примера – эксплуатация кареток ВВ51 и ВВ70. Каретка BB70 (SLX), пробег 1000 км, стерильно, катана по мокроте и грязноте. В правый подшипник даже не лазил. Очень показательно то, где собираются какахи — получается нечто вроде труднопреодолимой для воды и каках канавки, изолирующей подшипник.
12
А вот совершенно противоположный, печальный эффект.
Деор BB51, пробег 650 км матраса в основном в сухих условиях, несколько раз по небольшой грязи и лужам (под девочкой 50 кг). Под дождем вроде ни разу не ездила.
Внутри уже серая смазка, немного песка, шарики уже не круглые, подшипник крутится с вибрацией и рывками (если крутить пальцами за внутреннюю обойму). Печально. Хоть и явной коррозии пока почти нет (вовремя полез) и в целом система крутится тихо (хоть и слышен уже «шелест»), но следовало бы еще раньше залезть, километров после 400.
Тщательная промывка в бензине (намыл песчаной взвеси), потом водой из «компрессора», потом опять бензин и тщательная сушка. Смазка, установка. Через 500-600 км опять смотреть надо…
Если допустить, что промы идентичные (ну может материал/полировка отличается, но имхо вряд ли), то мы платим в 2 раза больше за расточку чашки и немного более широкие пыльники. Думаю, себестоимость производства отличается хорошо если на 10%. Эта мысль привела меня к одной идее, вынесенной в название поста…
У незнакомого с особенностями кареток Холоутек человека может возникнуть закономерный вопрос: так а в чем проблема выпрессовать убитый пром, запрессовать новый с нормальными уплотнениями и счастливо катать дальше? Ничего сложного, но «есть нюанс». Японцы оказались весьма хитрожопыми товарищами и поставили в каретку подшипники нестандартного размера (случайно, ага). Стандартный пром, который используется в автопроме, и который можно легко и недорого купить — 6805 2RS с размерами 7*25*7 мм. Что сделала Шимана? Поставила подшипник на миллиметр Уже, то есть 7*25*6 мм. Если они и существуют в продаже, то стоить будут дороже каретки (Enduro вроде продавали по каким-то дурным ценам).
Что говоришь, мальчик? Почему просто не поставить 6805 2RS? Поставить то можно, но этот лишний миллиметр ширины приводит к тому, что пыльник/втулка будет торчать из чашки каретки + ширина всей каретки увеличится на 2 мм. Для наглядности продемонстрирую.
Парни из Race Face оказались гораздо более практичными и юзерфрэндли, и в свои каретки X-Type (которые кстати совместимы со стандартом холоутек, но есть небольшие нюансы. У меня, кстати, сейчас как раз шатуны RF x-type бегают с каретой шимано). В каретках RF стоят стандартные подшипники 6805 с двухсторонним уплотнением. У знакомого в шкафу завалялась пара таких подшипников, и он дал мне их на эксперименты:
Еще одно отличие от Шимановских подшипников – количество шариков и отсутствие сепаратора между ними. Обратите внимание, что шарики спокойно можно достать их обоймы и поменять на новые, в обоймах есть специальные углубления.
Почистил подшипник и уплотнение, под завязку залил его смазкой Dura Ace:
Выпрессовывал подшипник с помощью отвертки, киянки и такой-то матери). Подшипник было не жалко, так что применил грубую силу. В инетах пишут, что надо греть чуть ли не на газовой плите, но у меня процесс выбивания занял минуть 5 без нагреваний. Специальных инструментов для запрессовки, конечно, не было, поэтому собралась вот такая вот приблуда из шпильки, шайб и гаек:
Вот так вот оно запрессовывается. Лишний миллиметр на лицо, как говорится.
В таком виде грязь и вода будут лететь прямо в зазор, и пыльник подшипника вряд ли долго продержится. Что же делать? Правильно, надо растачивать чашку и углублять посадочное место на 1 мм, чтобы подшипник шириной 7 мм сидел, как 6 мм родной.
Благо инженерами и токарями Беларусь богата, так что процедура легко осуществилась и стоила совсем символическую сумму (если я правильно помню, около 1$ за чашку). Схематически процедура выглядит так:
Но сначала…
Да, закупаемся подшипниками. Купил у местного большого дилера по промам, заодно и в подвеску, и в 240е втулки прикупил. 1 шт RS 6805 получилась примерно 1$ (добротного вида Китай). Теперь дело за токарями – углубляем чашки. Как я уже писал выше, цена за расточку одной чашки обошлась тоже около 1$.
На картинке слева направо:
— калично сделанная каретка на проме
— кошерно сделанная каретка с промом за 1$
— кошерная каретка с пыльником и втулкой, от оригинала не отличишь, ни единого Sразрыва зазора
Надо тестировать. Поскольку сам я не отличаюсь весомыми габаритами, дал каретку знакомому товарищу весом под 80 кг, который не любит ездить скучно, постоянно прыгает, банихопит и вообще – творит беспредел на кантрике. Боевое крещение состоялось на самой техничной КК-трассе в Минске, каретка с честью выдержала всю гонку.
Всего каретка эта отбегала, кажется, пару тысяч. Потом товарищ купил себе шатуны ХТ с кареткой ВВ70, экспериментальную выкрутил и куда-то упрятал. Все работало нормально.
Как я уже писал выше, у ВВ51 все же большой недостаток – плохая грязезащита, логично захотелось продолжить эксперименты с более грамотной ВВ71. На том же заводе мне расточили пару чашек SLX. На этот раз волшебники-токари были не такими волшебниками, подшипники почти без усилия садились в чашки. Пришлось все тщательно обезжирить и жесточайше посадить подшипники на клей:
На этой коретке сделан еще один экспермент — проточено технологическое «отверстие» для выпрессовки подшипника в правой чашке (см фото). Хотя и выпрессовывать их теперь вобщем то не надо =) Расточенная стенка выглядит хиловато, да еще и чашка правая, со стороны привода.
Да, есть одна фишка, про которую нужно знать, затевая такой колхоз. Перед установкой пластиковых пыльников нужно стачивать кромку на внешней стороне втулки, иначе ось системы просто не войдет в подшипник. Отсутствие зацепа усложняет установку оси в левую чашку, т.к. она стремится выдавить пыльник из подшипника. Еще обнаружил, что на одной чашке не было этой каемки изначально. Не знаю, откуда конкретно этот пыльник, но все другие пыльники от СЛХ были с каемками.
Тогда на форуме я еще написал такую фразу: «Хотя я не особо тяжелый и мошчны, может и не дрыснет…». Неспроста.
Первые тестовые выезды прошли хорошо. Специально нагружал узел, как мог. Откатав километров 100 я уже было убедился, что все окнорм, как с ВВ51. А потом мы поехали в покатушку за 70 км от города. Дальше за меня расскажет фото:
Оно таки дрыснуло. Хорошо, хоть произошло это прямо на трассе, что позволило без проблем эвакуироваться на автобусе на электричку.
При ближайшем рассмотрении стало понятно, точнее непонятно, как она вообще столько километров смогла продержаться. Фотографии красноречивы:
Сказать, что стенка после расточки стала тонкая — не сказать ничего. Там осталась сопля в полмиллиметра шириной, сечением с десятую миллиметра. Как оно при установке не дрыснуло — не знаю, причем зажимал я нормально, по мануалу, 30 Н*м… Посмотрите на фото части с резьбой, там по краю «кантик» — это и есть вся площадь соприкосновения. Вот еще фото для наглядности:
Итого: каретки ВВ70 под колхоз не подходят, у них изначально запас стенки меньше (подшипник сидит глубже), и при углублении на 1 мм стенки фактически не остается. Но деор ВВ51 уже прошел больше 2000 км агрессивного КК и не сломался, там металлу не жалели, думается, что по прочности расточеный деор — как нерасточенный СЛХ:
Теоретически, можно не растачивать ВВ70, а прямо в чашку садить стандратные подшипники 6805, и использовать пластиковую втулку-пыльник от ВВ51, жертвуя грязезащитой, либо как-то обтачивать пыльник от ВВ70 на 1 мм, там как раз есть ступенька с внешней стороны. Кстати, заодно установлено, что чашка ВВ70 легче ВВ51 на 5 грамм)
Вобщем, на этом месте как-то внезапно пришла зима, потом наступил 2013 год, я купил новую ВВ70, шатуны RF, и до сих пор на этом всем катаю, на колхоз уже не было ни времени ни желания. Но в инете, в частности, на оранжевом ресурсе, встречались записи людей, которые тоже точат ВВ51 и меняют в них копеешные подшипники, экономя пару десятков зеленых на каретке.
В конце вы можете спросить – а, собственно, нафига? Расходник же, недорогой. Чтобы снять этот вопрос, можете глянуть тему про клонированные ролики. Я технарь, я люблю велосипед еще и за его техническую часть, за то, что можно экспериментировать с железками и детальками, делать что-то своими руками, а не в три клика заказывать онлайн. А когда параллельно с экспериментами возникает немного профита – почему бы и нет?
The End.
П.с: кстати, шимановцы прекратили производство ВВ51 и теперь делают ВВ52, которая внешне очень сильно похожа, если не такая же, как старая ВВ70. Молодцы.
-
добавить в избранное
14
- +173
- Мнения
Комментировать
Зарегистрируйтесь или авторизуйтесь. Сделайте что-нибудь.
Комментарии (73)
Pyrorider
RomaHaritonov
saaresto
AleksandrUsachev
VladimirDolgin
CIX
GAAff
meistaken
Для себя сделал маленький вывод — нафиг шимановские каретки, лучше сразу поставить нормальную.
racerx
Плюс за суровость беларусных анжинеров :)
Data_Link
P.S.:
«бес проблем»
Dobrii777
Sirota
Это затрудняе чистку и смазку прома. Что можно сделать? Можно перевернуть подшипник в каретке, и тогда при обслуживании можно аккуратно доставать пластиковый сепаратор:
Смещаем шарики на одну сторону, сдвигаем обойму в другую сторону от шариков и достаем шарики
Теперь можно тщательно все помыть и протереть до стерильного состояния, и затем под завязку напихать свежей смазки (фанаты рекомендуют морскую смазку, говорят, творит чудеса):
pashevich
Белоруссы молодцы.
formazon
pashevich
Очень приличные и интерсные заметки от вело-технарей. Жду еще. Ато уже как-то надоело читать про перчаточки новых цветов, и прочие околорекламные посты…
formazon
Yue
pashevich
eovein
от рф\или есть похожие арки, они без бортика и с 6805 ставятся нормально
www.bike-components.de/en/Acros/Abdeckkappe-fuer-A-BB-Innenlager-p19505/
www.bike-components.de/en/Race-Face/Outer-Race-Abdeckkappe-p21723/
без проточек
cka3o4nuk
статья бодрая.
NixonElite
marchenkovdmitry
pashevich
Простите, но после этого предложения я прекратил читать.
Belinsky
у меня квадрат отбегал 12к км без единого ТО покатушек и сорев всесезонно по воде и говнам — и продолжал крутится плавно и бесшумно. на зимнем байке сейчас тоже каретка под квадрат стоит.
какие у вас претензии к квадрату?
pashevich
Даже если бы существовала вечная каретка с квадратом — нафига она нужна, если она шатуны превращает в расходник.
Belinsky
*снимал-переставлял свои шатуны уже наверное с 10-12 раз — ничего с ними не становится. есть фотки с 5 разных рам :)
кстати, есть знакомый, который укатал шатуны LX Hollowtech — тупо перестали держать шлицы от износа. а уж как постепенно ушатываются резьбы под болтики — не мне вам рассказывать.
сам сейчас юзаю RF X-type, шлицевое соединение и болт М8 «вечные».
pashevich
Belinsky
Кстати, какие шатуны-каретка были?
У меня народная UN BB26 + шатуны M430
pashevich
Belinsky
pashevich
Gourry
skadi
eovein
Например Резина для ДХ — «КРЫМ» или шатуны «пиз*да камням»
_va
pustota
Шатуны можно из 70мм шестигранника запилить. И центр тяжести сразу гоношным будет.
marchenkovdmitry
_va
ilyamaksimov
хотя есть примеры и интересные. Например, кастомная ось 15 мм на фокс, под шестигранник и ключ, 20$ вроде обошлась:
pashevich
понятно что с китайцами не посморишь в цене, максимум что можно для конкуренции это сделаьт юр.лицо, посадить разрабов, запилить конструкции да отдать на производство в китай
ilyamaksimov
pashevich
ilyamaksimov
Black_Thrush
_va
AltairNsk
pashevich
Yue
pashevich
GarryNeuroFob
ilyamaksimov
velikain
ilyamaksimov
twentysix.ru/blog/111460.html
pashevich
Bezzeeni
Red_Fox
pashevich
Выкладываю без разрешения автора Никиты =)
PreDOC
kuzlich
mafflin
Тем самым можно отвоевать эти же самые семь десяток у тела чашки и расточить всего на три десятки, что не так сильно снизит прочость и не закончится так пичально в дали от цивилизации, ну или позволит заехать поглубже :).
loom
loom
pashevich
С одной стороны (внешней) осталось полноценое место под пыльник для дополнительной защиты от дорожных благ. А вторая упрётся в глухую стенку чашки и будет созерцать богатый внутренний мир велосипеда, надеюсь в нём каках поменьше чем на дорогах и тропах :)
loom
pashevich
loom
уже написал на завод клевых фигней ТЗ :)
pashevich
Но всё-таки рихтовать стандартные промы (расходники) под нестандартное посадочное место… это как-то не правильно. Ну не верно это технически.
Вон же выше, пыльники порекомендовали без буртика, с которыми ставятся обычные 6805 без переделок.
Damn
pashevich
NazZaR
pashevich
N01Z3
loom